Сцена из спектакля "Мертвые души" Фото с официального сайта "Коляда-Театра"
Имя Николая Коляды, драматурга и режиссера из Екатеринбурга, уже несколько дней не покидает новостных заголовков, но, увы, большинство тех текстов не про гастроли «Коляда-Театра», которые стартовали 15 января в Театральном центре «На Страстном». После известного инцидента в самолете Коляда все-таки успел прилететь в Москву, но потом вновь вернулся в Екатеринбург - на репетицию «Свадьбы», которую играют его студенты-второкурсники. Труппа «Коляда-Театра» без художественного руководителя сыграла в столице премьерные «Мертвые души». Артисты также отметили, что в СМИ раздули из мухи слона, вместо того, чтобы осветить то, что связано с творчеством театра.
А рассказать есть о чем: «Коляда-Театр» привез три премьеры – «Мертвые души» по Гоголю, в которых задействована почти вся труппа, «Играем Мольера», где «главный не Мольер, а театр», и «Уроки сердца» - две истории о женских судьбах, объединенные одним названием и разыгранные пятью актерами при столе и двух стульях. После перерыва в несколько лет артисты вновь покажут в Москве «Букет» Коляды, Гоголевского «Ревизора» и «Слугу двух господ» Гольдони, а также «Бориса Годунова», «Вишневый сад», «Трамвай “Желание”», «Гамлета», «Маскарад», «Женитьбу» и «Фронтовичку». В рамках студенческого показа состоится спектакль-концерт «Старые песни о главном – 2», в котором те самые студенты-второкурсники будут исполнять «жестовые песни», а спецпрограмму составит читка двух пьес – «Скрипка, бубен и утюг» Николая Коляды и «Март» его ученицы, драматурга Ирины Васьковской.
Размах не случаен: для «Коляда-Театра» посещение столицы - важное событие. Артисты признавались, что тщательно готовятся к приезду: «мы любим Москву и знаем, что нас тут тоже любят». Это и хорошая возможность увидеть, как воспринимаются те или иные спектакли в разных городах. Как говорится, других посмотреть, себя показать. Тем более актеры «Коляда-Театра» считают, что уральская публика более строга к своему театру, чем столичная - к гостям.
Чтобы продемонстрировать уровень подготовки, труппа показала отрывок - первые десять минут - из премьерного спектакля «Мертвые души». В центре сцены - стол, на стенах - деревянные разделочные доски с узнаваемым узором, за столом - почти два десятка человек в беретах разного цвета и расшитых узорами одеяниях. Свет гаснет. Свет зажигается. Звучит фонограмма. «Мертвые души» начинаются с песен - о правильной лезгинке, где рефреном звучит «асса» (все кроме Чичикова надевают маски V из «V значит Вендетта»), да про Россию. Звучит и знаменитая композиции Горана Бреговича In the Death car, которая навевает мысли об «Аризонской мечте» Эмира Кустурицы. Смешение культур и разделение народов, кажется, роднит двух режиссеров. С первых минут в спектакле Коляды смешиваются «реализм и формализм», международный маскульт и народная культуру, а каждый, кого называют хохлом, татарином или мордвой, гордо отвечает «Я - русский!». Впрочем, это был всего лишь трейлер - или тизер, как называют в киноиндустрии короткий и интригующий ролик. В почти трехчасовой спектакль поместится больше песен, больше танцевальных номеров и энергии, который дарит даже десятиминутный фрагмент этого сценического праздника. Не обманули артисты, сказав «Мы любим попридуриваться».