Василий Лановой – актер редкий, из тех, кому не все равно, что играть. Лицедейство – в самом этом слове некоторая легкомысленность, конечно, заложена, но для Ланового актерское дело означает служение, а значит надо нести каждой ролью, а в роли – каждым словом разумное, доброе, вечное. Одна из первых ролей – Павел Корчагин в первой большой киноэкранизации романа Николая Островского, еще одна главная роль – одна из ролей стиле- и жизнеобразующих для актера – в «Офицерах». Хотя играл ведь и другие: актер романтического стиля, он в кино сыграл Грея в «Алых парусах», а в родном Театре имени Вахтангова – принца Калафа в легендарной второй «Принцессе Турандот», где среди его партнеров – Юлия Борисова, Ульянов, Яковлев... Но с каким невозмутимым и неизгладимым, тонким чувством юмора сыграл он – одной фразой, одной своей аристократической интонацией эпизод в «Полосатом рейсе», когда не узнает тигров в красиво плывущей группе в полосатых купальниках! Была в его кинобиографии и роль в «Солярисе», и элегантный генерал-конформист Вольф в «Семнадцати мгновениях весны», а в пору Перестройки он сыграл даже Троцкого в одном из главных перестроечных шлягеров – спектакле по пьесе Михаила Шатрова «Брестский мир». И как жаль, что по странным, немыслимым требованиям литагентов пришлось списать спектакль, где они сыграли дуэтом – незабываемым – он в роли Бернарда Шоу, а Юлия Борисова – Патрик Кемпбл. Урок высокого стиля, вдохновенной вахтанговской игры и одновременно – ремесла, мастерства.
Вронский в «Анне Карениной» и Дзержинский в другом важном фильме тех лет, - Лановой в том и в другом находил возможность сыграть рыцарей, там – любовной интриги, тут – рыцаря революции, и в жизни Ланового, и на сцене, и на экране, и вне экрана и сцены не было никакого раздвоения, он не лукавил, когда романтизировал офицерова с Петровки и Огарева в можно сказать одноименной милицейской кинодилогии про героев с этих двух главных московских милицейских улиц. Был искренен. И для юбиленой «Пристани», которую нынешний худрук Вахтанговского театра сочинил к недавнему юбилею – 90-летию театра – Лановой не стал искать новых героев. Зачем искать новых, если публика давно любит Ланового, когда он читает Пушкина. И Лановой любит Пушкина, и читает, срывая овацию. Каждый раз. Актер стиля, манеры, жеста – элегантного, узнаваемого, который к лицу и его герою в спектакле «Посвящение Еве», и в его чтецких выходах. Школа, которой у него есть смысл поучиться. Даже если это стиль «давно ушедших дней». Он еще пригодится, и, глядя как играет Лановой, слушая его голос, каждый раз убеждаешься в том, что этот стиль, эти манеры еще рано списывать и называть антикварными ценностями.