0
2615
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2014 00:01:00

Платочки небелые, глаза непечальные

Тэги: выставка, исторический музей, москва


выставка, исторический музей, москва «Неизвестная в костюме торопецкой купчихи». Фото автора

Исторический музей заглянул в закрома своего собрания и открыл выставку «Купеческий портрет XVIII – начала XX века. Живопись. Дагерротипия. Фотография». В центре купеческого города показывают больше сотни произведений, начиная с 1730-х, но их героев, даже связанных с Москвой, в город не пускают.

Начинается все смотринами – это логично, хотя не до конца понятно. На «Смотринах в XVIII веке в городе Торопце» неизвестный старатель тщательно зафиксировал вообще-то не совсем ясно что. Уверенности у исследователей нет до сих пор, видимо, показан девичник, где гостьи перед накрытым столом козыряют цветными платками и нарядами, а виновница встречи одна сидит в простом черном сарафане, потому что так у них было принято. Ну а выставка – смотрины жанра, история о том, что было принято в купеческом портрете. Хотя в истории искусства XVIII века он нередко проходит по разряду звучащего пренебрежительно примитива, со временем этому жанру стало доставаться все больше пристального внимания. В этой «примитивной», часто без академической выучки и даже без имени автора, живописи куда больше непосредственности, чем на магистральной дороге искусств. Так что про быт, да и про саму модель она то и дело проговаривается, и весьма охотно.

На рельсах тех самых магистральных дорог бывают стрелки и стрелочники, чтобы менять направления. В конце 2008-го Третьяковка открыла выставку «Искусство Ярославских и Костромских земель XVIII–XX веков. Поиски, находки, открытия», показывали там провинциальных художников, которые находились в тени мастеров первого ряда, но из тени этой начали выходить в 1960–1970-х благодаря экспедициям Саввы Ямщикова. Среди не очень известных авторов XVIII–XIX веков были те, чьи работы за эти десятилетия попали как раз в книжки по искусству, в историю. На теперешней выставке такие тоже есть. Например, портрет изобретателя Ивана Кулибина работы Петра Веденецкого. Или копия, но копия с хранящегося в Эрмитаже хрестоматийного портрета галантной Степаниды Яковлевой: сделан он был Иваном Вишняковым к ее свадьбе в 1756 году, а спустя время хозяйка решила заказать копию, только вот автора время не запомнило.

«Купеческий портрет…» предлагает путешествие в глубь времен, даже туда, где никаких железных дорог еще не было. Там, на ранних остановках, нужно было зафиксировать статус в своей социальной нише, и с плоскостных изображений глядят – подарок этнографам – нарядные строгие купчихи в народных костюмах Новгородской или Тверской губерний. Тогда неизвестный художник в начале XIX века увековечил Злобина, был такой городской голова Вольска, дослужившийся до царского подарка – большой серебряной кружки, и она при нем. Там осталась безвестная, вероятно, сибирская купчиха, которую аноним поместил в романтический пейзажик с кущей дерев. Дама колоритна. Ничего, что ее лицо со сжатыми губами выражает то ли глубокое сосредоточение, то ли столь же глубокую досаду – зато какие кружева, зато на могутной шее-груди возлежат 13 жемчужных нитей.

Выставка так и шагает от ранних, нередко еще довольно простодушно сделанных изображений, которые через достаток фиксируют достоинство купеческого сословия, – в XIX век. Может, где-то там можно поискать параллели персонажам Островского?..

Чем дальше, тем больше в живописи стирается отличие моделей и того, как они написаны, от парадных изображений более привилегированных особ. Купцы из вольноотпущенных крестьян, купцы, получившие дворянство, волевые упрямые лица или романтическая полуулыбка на физиономиях англоманов, миловидные образы, чем-то похожие друг на друга в «прилизанной» портретописи Василия Тропинина. А еще на сцену выйдут промышленники и часто одновременно меценаты – Абрикосовы, Боткины, Рябушинские, Бахрушины, Щукины... В начале XX века «московскую купеческую аристократию» пишут уже Серов и Леонид Пастернак. Он импрессионистично-эскизно видит Елену и Иду Высоцких (а в последнюю, кстати, был влюблен Борис Пастернак, сын художника). Чтобы добавить картинке объемности, предъявили костюмы, головные уборы, серьги – есть даже витрина-комната с мебелью, книгами и произведениями искусства, тем, за чем охотились коллекционеры.

Культурологическому показу, добротно сделанному, не хватило, кажется, одного шага. Вот в какое время ни пройди мимо ГИМа, на площади зазывают на экскурсии по Москве, а музей замкнул своих нынешних героев в стенах выставки. На ней еще есть «сувениры чувств» – дагерротипии, старинные фотографии – и «живьем», и плывущие по плазменной панели. Раз мультимедийность сейчас добралась и до музейных пространств, можно установить, например, интерактивный экран, где бы вслед за биографией рода разворачивалась карта (пусть хотя бы Москвы) с тем, что, скажем, Боткины или Бахрушины или Щукины сделали в городе, который многим им обязан. Чтобы кроме «сувениров чувств» были эдакие сувениры действий. Чтобы за портретами открывалась панорама.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1564
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1763
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1871
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4233

Другие новости