В небольшом зале прямо под крышей Театра на Таганке состоялась читка стихотворной пьесы «Таганский фронт», написанной Владом Маленко к 50-летию любимовской Таганки. Пришли актеры труппы, приглашенные участники готовящегося действа и просто гости. Таганка была представлена артистами многих поколений - Юрий Смирнов, Игорь Пехович, Игорь Ларин, Мария Матвеева. Приехал послушать стихи Маленко и участвующий в проекте саксофонист Сергей Летов, а Юрий Шевчук, написавший для спектакля музыку, обратился к актерам Таганки с видеообращением. «Театр “Современник”» даже здесь!» - приветствовал Влад Маленко вошедшего в зал Василия Мищенко. Сначала хотели дождаться задержавшегося Вениамина Смехова, но в итоге начали без него – и артист зашел на ремарке «Появляется совсем молодой человек».
Читка проходила в случайных декорациях, которые придавали ей характер особенного действа. Справа от пространства читки бюст Наполеона оседлал разбитое пианино и будто бы пристально наблюдал за актером и автором текста. Слева – скучились черные и белые манекены. За зрительскими спинами замерли фигуры китайцев с улыбками на лицах глиняного оттенка. Само пространство читки выглядело намного проще - стол, три стула и макет театрального зала со всеми запланированными декорациями, выполненными Василием Семеновым.
«Таганский фронт» начнется с уличного перфоманса: возле метро на небольших помостах (три на два метра) будут стоять молодые поэты и читать стихи. В качестве примера стихотворение про пальто («…и я всю жизнь о нем пишу, к нему лишь подбираю слово…») прочел Константин Потапов. Следующий этап ожидает зрителей спектакля уже внутри театра. Арсений Молчанов (также известный как Арс-Пегас) написал «интермедию на троих»: стихотворный диалог между поэтом и актером с вкраплениями саксофона Сергея Летова. На читке Молчанову пришлось продекламировать (точнее - прокричать) текст за обоих героев, а также обозначить, где вступает саксофон.
Далее действо переносится на сцену, где разместят декорацию в виде фасада Театра на Таганке (высотой примерно в два с половиной метра). В одну из композиций Юрия Шевчука планируется вставить реплики Сергея Трифонова, Владимира Высоцкого и покрикивающего на них Юрия Любимова. «Таганский фронт» не просто посвящен человеку, который пятьдесят лет назад сменил на посту главного режиссера Таганки Александра Плотникова и создал свой театр. Маленко изображает Таганку и брошенной женой, и театральной душой, и матерью; он ставит Любимова в один ряд со Станиславским, Мейерхольдом, Вахтанговым и Брехтом; тем не менее «это спектакль о том, что мы начинаем, а не заканчиваем». «Фронт» может стать не только посвящением Любимову, но и свидетельством о новой жизни театра, который сейчас переживает не лучшие времена. В этих координатах вдвойне символично, что Влад Маленко читал стихи с планшета - девайса новейшего времени.
Диалог поколений для театра очень важен: и для труппы, и для спектаклей. «Фронт» наследует и Маяковского, и Булгакова, и Брехта, и Вертинского, и слегка картавит, не забыв про роль в советской истории Владимира Ленина. Одни поэтические куски напоминают стон, другие - мрачное предсказание, третьи, напротив, вызывают улыбку, как добрые дурачества капустника. Одним из главных персонажей комедийной части будет Домовой (вероятно, эту роль исполнит Дмитрий Высоцкий) - дух театра, не только наблюдающий за артистами и зрителями, но и участвующий в жизни Таганки. В его стихотворных история нашлось место для всех работников театра - билетеров и буфетчик, монтеров и осветителей, актеров и режиссеров. Большой кусок спектакля посвящен легендам Таганки - Алле Демидовой, Вениамину Смехову, Юрию Смирнову, Давиду Боровскому, Валерию Золотухину, Ивану Бортнику (после читки список пополнили по случайности забытые Леонид Филатов и Инна Ульянова). Фигура Владимира Высоцкого, как и Любимова, присутствует в тексте на протяжении всего спектакля. Будут звучать его песни, а ближе к финалу одну из них исполнят в стиле рэп. Финальным аккордом станет песня Юрия Шевчука – «Конек-горбунок», которую Маленко сравнил по силе с «Это все».
Сейчас «Таганский фронт», по словам автора, «история неровная и рваная», до апрельской премьеры в ней может кое-что измениться. Пока же в тексте есть история Москвы, Таганки, шутка про отморозившего яйца Гитлера и предсказание «ночи бит и ножей» (примерно в 2022 году). Спектакль рассчитан на семьдесят минут, но в ходе репетиций актеры и режиссер могут что-то добавить - после читки артисты признались, что текст вызывает «желание работать», - и продолжительность увеличится. Труппа благодарила Маленко за стихи, за память, за дух театра. Игорь Пехович крикнул с задних рядов, что хочет читать стихи про Боровского и Блока. А Василий Мищенко напутствовал: “Ребята, сделайте это!”