На следующей неделе в Большом театре состоится премьера оперы Верди «Дон Карлос». Дирижером-постановщиком был заявлен музыкальный руководитель театра Василий Синайский. Но за две недели до премьеры маэстро написал заявление об уходе, которое директор театра тут же удовлетворил – с формулировкой: вроде как он свободный человек, не смею задерживать. Вообще довольно трудно считать музыкального руководителя театра человеком свободным – особенно в разгар сезона и с ответственной премьерой на носу. Причину этого увольнения, мы, конечно, не узнаем.
Вот не менее свежий пример. Режиссер МХТ Константин Богомолов, не пожелав идти на поправки, которые попросил его внести в уже почти готовый спектакль худрук Олег Табаков, тоже объявил: и прогоны отменяются, и премьера. Пришлось с ним связаться представителям администрации театра, они напомнили режиссеру пункты контракта, выяснилось, что легче и проще все-таки не отказываться от премьеры. Контракт подразумевает взаимные обязательства.
Скорее всего Синайский (многие еще помнят аналогичный уход дирижера из светлановского Госоркестра), разобиделся на то, что в театре, не скрывая, искали ему замену (наверное, были и другие причины рабочего порядка), разнервничался и написал заявление об уходе. По-человечески понять его можно – ну кому понравится, что с тобой не считаются, не ценят твою работу и вообще собираются отставить? Но во благо театра, и так переживающего не самые лучшие, а может быть, и самые трудные времена, может быть, стоило немного потерпеть и уйти достойно (как это сделал Александр Ведерников, честно доработав до конца сезона, хотя над ним тучи сгущались с экстремальной скоростью и гром мог грянуть куда раньше)? Ведь это, как ни крути, очередной удар по имиджу театра. Хотя и имидж Синайского тоже страдает, все-таки второй уже такой уход с поля боя.
То же, увы, касается и директора. Владимир Урин много говорил о цивилизованной передаче власти, когда занял должность Анатолия Иксанова, но вот, начались они, проверки боем (от военной терминологии никак не уйти). Одно дело – уволить начальника отдела, другое – с легкостью подписать заявление главного дирижера. К тому же не имея замены. Безответственность, получается, не только со стороны теперь уже бывшего главного дирижера, а с обеих сторон? И перед театром, и перед зрителем.
Неудивительно, что замены Синайскому пока нет. Во-первых, конечно, трудно найти достойного человека среди сезона. Во-вторых… Никто из экспертов не может назвать очевидного кандидата на эту должность. Понятно, что, несмотря ни на что, должность музыкального руководителя Большого театра есть и остается очень почетной, но даже человек с сумасшедшими амбициями 100 раз подумает, прежде чем согласиться на такое вроде бы лестное предложение. И, судя по тому, что до сих пор не названо ни одного имени, наши дирижеры (навряд ли в случае с Большим можно говорить об иностранце) проявляют просто чудеса благоразумия. Ибо лучше синица в руке в виде пусть и не таких престижных, но стабильных контрактов на Западе, чем журавль в небе в виде Большого театра, где, все знают, уволить могут в любой момент, не дирижера – так директора, а новый назначенец, как показала практика, меняет и музыкального руководителя.
По неофициальным сведениям, от места музыкального руководителя уже отказались Александр Лазарев и Туган Сохиев. На сентябрьских концертах Госоркестра заметили присутствие Владимира Урина, скорее всего неспроста. Но Владимир Юровский уже имел отрицательный опыт в Большом и как человек здравомыслящий понимает, что смена директора не означает смены неповоротливой системы. Да к тому же у него слишком много работы, включая Госоркестр, где его программы все хвалят, всем он тут нравится. Скорее всего примеру старшего последует и младший брат Дмитрий Юровский и предложение, если таковое и поступит, отклонит. Наверное, не стоит называть имена Валерия Гергиева или Юрия Темирканова: для первого Большой театр маловат, второй уже был главным приглашенным, но, судя по непродолжительному сотрудничеству, ему не понравилось, да и своих дел хватает. Теодор Курентзис царит в Перми, где он вправду и царь, и бог, и герой, и ни за что не променяет абсолютную монархию на весьма и весьма призрачную. У Василия Петренко очень серьезные контракты на Западе, он их не отменит, а усидеть на всех стульях невозможно, все-таки должность главного дирижера Большого обязывает ко многому – в том числе и к постоянному или уж точно регулярному пребыванию в Москве.
Всех их можно понять: когда в один день президент своим указом упраздняет огромный новостной холдинг, а заодно с ними упраздняет Книжную палату и Гостелерадиофонд, кто даст гарантию, что завтра того же не случится с государственным театром, где такие революции сверху привычны? Вариант «группового правления», когда пять дирижеров распределили между собой премьеры на три сезона, Большой уже испробовал – он тоже не годится, поскольку некому текучкой заниматься, а театр – это ежедневная работа и поденщина.
А тем временем на «Дона Карлоса» в помощь к дирижеру Роберту Тревино пригласили еще одного молодого итальянца – Джакомо Сагрипанти. Премьера 17 декабря. А что дальше будет – узнаем.