0
2344
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2013 00:01:00

Художественно-национальный вопрос

Тэги: пушкинский музей, выставка


пушкинский музей, выставка Хаим Сутин. Красная лестница в Кань. 1923-1924. С сайта ГМИИ им. Пушкина

В заглавие выставки вынесена кажущаяся чуть выспренней для сегодняшнего слуха цитата из Марка Шагала – «Отечество мое – в моей душе…». Она отражает концепцию создателя Музея искусства авангарда (МАГМА), предпринимателя, президента Европейского еврейского конгресса Вячеслава Кантора – он собирает еврейских художников первой и второй волны авангарда, эмигрантов из России, но не только их. В сотню привезенных в Пушкинский музей работ – это около трети собрания Кантора – вошли не только Шагал, Хаим Сутин, Илья Кабаков, Гриша Брускин и Эрик Булатов, но и Люсьен Фрейд и Илья Репин.

Если совсем коротко, идея музея возникла так: Вячеслав Кантор купил у наследников Валентина Серова картину «Похищение Европы», которую по финансовым причинам не осилила Третьяковка, где хранится один из эскизов этой вещи, – и решил, что эта самая похищенная Европа достойна не частной коллекции, а музея. В другой музей он полотно не понес, а стал собирать вещи для музея собственного. Музей искусства авангарда появился в 2001-м, а впервые выставку «Отечество мое - в моей душе…» показали в женевском Дворце наций в 2009 году.

Коллекция хороша – за раз можно посмотреть и несколько работ Хаима Сутина с его пастозными, тягуче-«плачущими» линиями, и раннего Марка Ротко с «Портретом Джо Лиса» – такое сочетание, в общем, редко (Ротко зрелый – мечта Вячеслава Кантора, но пока, по его словам, он не встретил на рынке ротковской вещи, про которую мог бы сказать: «Она – точно моя»). Здесь есть трепещущие в белой дымке работы Владимира Вейсберга, иературы Михаила Шварцмана, «Жук» Ильи Кабакова и стеклянные головы самого сюрреалистичного из наших концептуалистов Виктора Пивоварова. Есть на виньетку похожий, почти маньеристичный беотиец Бакста (эскиз костюма к черепнинскому балету «Нарцисс») и стальной силуэт сделанной Гришей Брускиным скульптурки с борьбой Иакова с Ангелом. Есть грезы шагаловских героев и полусказочный-полутеатральный мир персонажей Александра Тышлера с его «Директором погоды».

А можно придумать себе маршрут, например, только с портретами. И пойти от Зинаиды Серебряковой с томной обнаженной мадемуазель Неведомской – к девушке в черном платье Модильяни. Обойдясь немногими цветами, оставив модель вообще без движения, Модильяни сохранил на холсте хрупкую фигурку с огромными глазами, с задумчивым взглядом, который подчиняет себе все настроение портрета. От «Кондитера» с каким-то одновременно скорбным и трепетно-детским выражением лица у Сутина – к автопортрету Фалька, рядом с которым – его ученик Эрик Булатов. Булатовский портрет Ольги Андреевой, чей силуэт в черных колготках, с черной шапкой волос, вырастает из жарко тлеющих красного платья и фона – непривычный для более позднего стиля художника, но наследующий именно фальковскому пониманию цвета. Классический Булатов тут тоже есть – и его «Живу-вижу», и «Диалог с Мондрианом» будто распахиваются окнами из зала – во внешнее пространство.

При этом Музей искусства авангарда включает не только авангард первой и второй волны, не только Парижскую школу и русских эмигрантов, но, скажем, и репинское «Парижское кафе». Вдохновленное живописью Курбе и Мане и первым показом импрессионистов, от авангарда оно все-таки очень уж далеко отстоит... «Концепция коллекции не искусствоведческая, а просветительская», – сообщается на сайте МАГМА. Во главе угла – идея толерантности. «Это искусство – очень русское, очень еврейское и очень выдающееся!» – резюмирует в каталожном очерке Вячеслав Кантор. Как и любая концепция, эта – дело хозяйское. Только сама подборка произведений говорит о том, что искусство – шире рамок, которыми его стягивают. На вопрос, важно ли обсуждать национальность, пол искусства (эта тема, к счастью, осталась за рамками показа, но вообще сегодня модная) или довольствоваться категорией качества, каждый решает для себя сам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1633
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1829
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1941
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4315

Другие новости