«История Манон» не превосходит «Ромео и Джульетту» масштабом страстей и музыкальной мощью. Но МакМиллан сочинил изысканную и сложную хореографию, которая требует по-настоящему харизматичных исполнителей, способных придать глубину мелодраме о пленительной красавице, шутливо играющей страстями поклонников и гибнущей, едва узнав действительно глубокие чувства.
Именно такими исполнителями предстали Светлана Захарова и Роберто Болле в премьере «Истории Манон», воспроизведенной в Ла Скала под руководством Карла Бруне в точном соответствии оригиналу МакМиллана. Этих танцовщиков всегда ценили за удивительные по красоте линии. Возможность любоваться ими «Манон» предоставляет сполна: здесь есть несколько больших красивых дуэтов, в которых Захарова и Болле не упускают случая показать себя с самой выигрышной стороны. Комбинации МакМиллана они превращают в подобие шедевров великих итальянских скульпторов, заставляя любоваться экспрессией, чувственностью и безупречной отточенностью каждой позы.
Однако не менее интересны их актерские акценты, взгляд на образы главных героев. Эти роли исполняли лучшие танцовщики ХХ века, сформировавшие свои каноны, вполне устраивающие публику. Захарова и Болле решаются на смелые попытки пересмотреть эти традиции. Революций они не свершают, но их логика убедительна и перспективна.
Захарова подчеркивает разительное внутреннее преображение героини, будто прозревшей после трагического перелома в ее судьбе. Поначалу ее Манон ведет себя как истинная звезда: она знает цену своей красоте, манит и ослепляет. В ее манерах есть и лукавое кокетство, и наигранная скромность, и грация, и милые шаловливые отступления от этикета. Весь этот обворожительный шарм – лишь средство обольщения. Вряд ли она верит в искренность обращенных к ней восторгов и вряд ли по-настоящему увлечена игрой чувств. Она не теряет контроля над собой и окружающей обстановкой даже в любовных объяснениях с де Грие, где, казалось бы, можно дать волю чувствам. А изменив ему, отвечает на его отчаянные вопросительные жесты обезоруживающе просто: указывает на дорогое платье и колье, подаренные богатым покровителем. И этот жест вдруг открывает в избалованной красавице ребенка, который дорожит доставшейся ему игрушкой больше, чем самыми красивыми словами.
В сценах на каторге Манон не узнать: она предстает в пепельных лохмотьях, с короткой стрижкой «ежиком». По-детски беззащитная, испуганная, она наконец-то ведет себя искренне и поэтому выглядит едва ли не более пленительной, чем на балах в дорогих туалетах. Самой сильной сценой Захаровой оказывается трагический финальный дуэт. Герои совершили отчаянный побег, Манон теряет силы, но до последнего мгновения жизни светится надеждой на спасение.
Роберто Болле тщательно протанцовывает каждое па своей партии. Его позы изысканны без вычурности и полны чувственности. Это страсть, отлитая в идеальные фразы, будто вычитанные из книги, которую герой носит с собой в начале спектакля. Но искренни ли чувства его героя? Увлечен ли он Манон всерьез или только любуется своим умением говорить о любви?
Труппа театра Ла Скала подхватывает тон, заданный солистами. Оркестр под управлением Давида Колемана звучит тактично, не педалируя чувственных нюансов музыки Массне. Среди исполнителей ролей второго плана есть выразительные солисты: Эмануэла Монтанари (хозяйка салона), Антонио Сутера (Леско), Мика Дзенни (тюремщик). Но главным «послевкусием» спектакля остается то новое впечатление от хрестоматийно известной постановки, то ощущение живого театра, которое создают трактовки Захаровой и Болле.
Милан (специально для «НГ»)
О Кеннете МакМиллане
Сэр Кеннет МакМиллан (1929–1992) родился в Шотландии. В 1946 году окончил балетную школу лондонского театра «Сэдлерс-Уэллс» и стал артистом его труппы. В 1950-м дебютировал как хореограф. В 1960-е годы ставил в европейских театрах, а с 1970-го до конца жизни возглавлял труппу английского Королевского балета (Ковент-Гарден). С 1984-го совмещал этот пост с должностью помощника худрука Американского театра балета (ABT) в Нью-Йорке.
МакМиллан глубоко уважал и хорошо знал русский балет, под влиянием которого во многом сформировался его собственный стиль.
Главными работами МакМиллана стали многоактные драматические спектакли «Анастасия» (1971) о дочери последнего русского царя, «Манон» (1974) по мотивам романа Прево, «Майерлинг« (1978) об австрийском принце Рудольфе и многие другие. МакМиллан ставил также концертные номера, драматические пьесы и телеспектакли.
Обладал множеством британских и международных наград. В 1983-м был возведен в рыцарское достоинство.