Золотой призер Гран-при Михайловского театра Николай Мальцев. Фото предоставлено пресс-службой Михайловского театра
В пятый раз в Санкт-Петербурге прошел смотр воспитанников хореографических академий и колледжей «Гран-при Михайловского театра». Он стал данью памяти замечательного танцовщика и педагога Никиты Долгушина, стоявшего в 2009 году у истоков проекта. За пять лет расширились круг (с трех до десяти) и география участников: кроме Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Московской государственной академии хореографии и Новосибирского колледжа в нынешнем смотре участвовали школы из Уфы, Перми, Красноярска, Воронежа, Киева, Кишинева, а также только что открывшаяся в Северной столице Академия танца Бориса Эйфмана. Помимо возможности посмотреть и себя показать (что для будущих артистов, естественно, крайне важно) инициаторы этого благотворительного проекта предоставляют хореографическим училищам так необходимую им финансовую поддержку в виде грантов (по 300 тыс. руб.).Звезды балета не зажигаются сами собой. Немало известно примеров, когда чуткий педагог-профессионал раскрывал талант там, где не сразу его угадаешь. Но не меньше, может быть, случаев, когда щедрые дары природы зарывают в землю. И это тоже во власти педагога. Почему нанесшая русскому балету значительный ущерб послереволюционная эмиграция не привела все же к системному сбою? Потому прежде всего, что в стране остались педагоги. Агриппина Ваганова, Елизавета Гердт, Мария Кожухова, Леонид Леонтьев, Мария Леонтьева, Александр Монахов, Владимир Пономарев, Мария Романова, Виктор Семенов, Иван Смольцов, Евгения Снеткова, Василий Тихомиров, Александр Чекрыгин, Александр Ширяев и другие «из ног в ноги» передавали новому поколению опыт петербургских и московских мастеров. Трудно переоценить, скажем, и роль Александра Пушкина или Алексея Ермолаева в судьбе Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Александра Годунова.
Сегодня имена педагогов публично почти не звучат. Их не объявляют, например, на просмотрах Московского международного конкурса артистов балета. А ведь это и ответственность за неудачу ученика, и возможность узнать, кого благодарить в случае успеха. Можно натаскать подопечного на эффектные трюки, призванные от раза к разу срывать аплодисменты, а можно изо дня в день работать для сохранения мало востребованной сегодня, в эпоху временщиков, культуры танца. Для сохранения того единственного, что обеспечит не сиюминутный успех, а жизнеспособность и полнокровное долголетие классическому балету. В Михайловском театре это понимают. Не забывают в программке финальных выступлений участников Гран-при назвать имена педагогов.
Хотя председатель худсовета и оргкомитета Гран-при гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман настаивает не на соревновательном, а скорее на фестивальном характере смотра, это все-таки конкурс, в котором выявляются победители. А стало быть, есть повод говорить о качестве увиденного.
В этот раз все места на виртуальном пьедестале разделили надвое: «золото» – Николай Мальцев (Новосибирский хореографический колледж), Жанна Губанова (Киевское государственное хореографическое училище); «серебро» – Марфа Сидоренко (Московская государственная академия хореографии), Ангелина Лапердина (Новосибирский хореографический колледж); «бронза» – Елизавета Щедрина (Воронежское хореографическое училище), Елена Хватова (Красноярский хореографический колледж). А Гран-при удостоены даже трое участников: Анна Невзорова (Московская государственная академия хореографии), Юрий Кудрявцев (Красноярский хореографический колледж), Анастасия Лукина (Государственная академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург).
Как акт поддержки балетного образования это, безусловно, можно только приветствовать, поблагодарив вслед за Владимиром Кехманом одного из щедрых меценатов, который позволил и судьям быть щедрыми. Однако уровень профессиональной подготовки даже у призеров очень разный. И это отнюдь не всегда определяется тем, столичную или региональную школу они представляют. В современном номере хореографа Ксении Зверевой «Парящие» в дуэте с Наилем Еникеевым вагановскую выучку, готовность к сцене и артистизм продемонстрировала обладательница Гран-при третьекурсница Анастасия Лукина (педагоги Людмила Ковалева и Мансур Еникеев). Ее партнером легко можно было бы поставить получившего «золото» и выглядевшего взрослее и свободнее других Николая Мальцева (педагог Андрей Беспалов). В вариации из I акта балета «Корсар» третьекурсник из Новосибирска показал чистый академический танец, хороший прыжок с редким у наших танцовщиков бесшумным приземлением.
Можно лишь гадать о том, что подвигло членов жюри вручить «серебро» не обладающей ни данными, ни выучкой студентке второго курса МГАХ Марфе Сидоренко (педагог Татьяна Гальцева), как и о том, с какой целью для конкурса выбрали вариацию из Большого классического па Виктора Гзовского, с которой не всякая примадонна справится. Излишняя претенциозность, неверный выбор репертуара, неумение подобрать номер в соответствии с возможностями и фактурой нередко снижают шансы участников всевозможных конкурсов. Тогда как взгляд понимающего педагога помогает и ученику, и зрителю. Это еще раз подтвердил специальный приз художественного совета «За выразительность», врученный за вариацию из балета «Гаянэ» студентке третьего курса Вагановской академии Ренате Шакировой (педагог Татьяна Удаленкова).
Санкт-Петербург–Москва