06.11.2013 00:01:00
Выбор будущего танца
Прошло около недели с момента назначения Николая Цискаридзе и.о. ректора Академии русского балета имени Вагановой, должность худрука, как было объявлено, займет прима-балерина Мариинки Ульяна Лопаткина. Появились упомянутые уже петиция, появилось письмо профессорско-преподавательского состава академии Владимиру Путину. В Минкульте Интерфаксу сообщили – письма не получали. Тогда же стало известно: день выборов ректора определят в течение месяца.
Главное, что Алтынай Асылмуратова пока оставлена в должности худрука. Об этом сообщается в заявлении Николая Цискаридзе: «Действительно, сразу после моего назначения все проректоры автоматически, в соответствии с законодательством, ушли в отставку. Первая, с кем я подписал договор, – Алтынай Асылмуратова. Просьба преподавателей оставить в академии Алтынай Абдуахимовну прозвучала в первые дни моей работы. Я ее услышал. Но главная причина ее назначения – непрерывность и преемственность учебного процесса. Все остальные проректоры продолжают исполнять свои обязанности». Пока разговоры о художественном руководстве академией Ульяной Лопаткиной отходят на второй план.
Однако до сих пор остаются без ответа многие вопросы, главный – как Цискаридзе, с которым попрощался Большой театр, намерен управлять АРБ? Как возникла его кандидатура? Нужна не только известность. С чем больше связано назначение – с перспективой перемен, которые Минкульт видит в связи с академией, или с желанием как-то не заретушировать, но хотя бы смягчить резонансные скандалы, связанные для танцора с Большим театром?.. Наконец, делаются ли эти перестановки, чтобы помочь созданию Национального центра искусств на базе Мариинского театра? Напомним, что за создание центра ратует Валерий Гергиев, а общественность выступает против (впрочем, Гергиев сообщил недавно, что идея объединения театра, консерватории, Академии Вагановой и Института искусств – не его, а Минкульта).
Это далеко не единственная кадровая перестановка в культуре последних месяцев и далеко не единственная, вызывающая вопросы к министерству. Скандал рискует обратиться имиджевыми потерями России и ее Минкульта не только внутри страны.
Выпускник Академии имени Вагановой Илья Кузнецов, заслуженный артист России, солист Мариинского театра, гендиректор «Сети детских школ балета Ильи Кузнецова» сказал «НГ»: «У Цискаридзе замечательная московская школа, но АРБ имеет большие 275-летние традиции, и врываться туда в середине учебного года и производить рейдерский захват руками Министерства культуры не очень хорошо. Наши ученики работают по всему миру, и по всему миру слышно возмущение. Думаю, сейчас, особенно перед Олимпиадой, государству еще один огонек недовольства не нужен. Как выпускник АРБ и солист Мариинского театра могу сказать, что палитру нельзя мешать – есть красный, зеленый, желтый… Все деятели культуры могут культуре помогать, занимаясь своим делом. Вера Алексеевна Дорофеева провела в академии ремонт, сделав из нее конфетку. А теперь говорят, что нужна свежая кровь. Отрубив голову, свежую кровь мы не получим. Я создал с нуля сеть детских балетных школ и не понимаю: зачем нарушать традиции? Коля замечательный танцовщик, но для декана нужно что-то сделать самому. Он мог бы открыть школу на периферии. Невозможно сверху упасть и говорить, что он что-то может. Нужно нести ответственность. Угроза слияния АРБ с Национальным центром искусств абсолютно реальная, и если бы мы не протестовали, это бы уже произошло. Валерий Абисалович и привел Николая в АРБ. Но при слиянии мы убьем творческий потенциал, никто не будет вкладывать в эту махину душу».
У Цискаридзе, как и в случае любой кадровой перестановки, есть и сторонники. Тезка и однофамилец первого собеседника «НГ», Илья Кузнецов, доцент кафедры дуэтного и классического танца МГАХ, руководитель балетного центра Dance Secret, сообщил нам, что «рад за одноклассника. Теперь у него будет возможность продемонстрировать свои возможности и таланты».
О ситуации вокруг академии, когда решения принимают политическую окраску, можно судить и по появившейся в социальной сети Facebook группе «Академия русского балета в осаде», и по тому, что более 10 экспертов, с которыми пыталась связаться «НГ», либо не отвечали на звонки, либо отказывались от комментариев. Пресс-секретарь АРБ Юлия Телепина сказала «НГ», что до назначения даты выборов ректора в академии комментариев не дают.
Источник «НГ» рассказал, что многие вагановские ученики рыдают и на сцене во время спектаклей, и за кулисами. Странно повторять, что традиции, особенно в образовательном процессе, в ремесле, складываются долго, ответственность за них несут поколения. Смена руководства происходит быстро. Кто несет ответственность за это, вопрос, увы, становящийся риторическим.
Комментарии для элемента не найдены.
Читайте также
Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»
Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент
Продажи нового жилья упали в два раза
На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов