Даниэль Хоуп и БСО в о главе с Федосеевым точно слышали друг друга.
27 октября стартовал абонементный сезон легендарного Большого симфонического оркестра имени Чайковского (БСО), которым тоже с легендарным для дирижера постоянством (чуть-чуть, и будет сорок лет) руководит Владимир Федосеев. В эти дни выпала радость услышать оркестр во всем блеске и разнообразии его программ. Первым концертом, которого ждали, стала программа западноевропейской «трудной» классики. Концерт для скрипки юбиляра этого года Бенджамина Бриттена (сто лет исполнится 22 ноября) с оркестром сменился нечасто играемой в залах Москвы Третьей симфонией Антонина Брукнера.
В концерте Бриттена (сочинение 1939 года) солировал один из признанных интерпретаторов этого опуса англичанин Даниэль Хоуп. В музыке обозначен великий дар композитора: максимально «разговорить» инструмент, сполна использовать его тембровые возможности иногда в согласии, иногда в драматических противостояниях с инструментами оркестра. Отличная дисциплина и английская элегантность, с которыми солировал Хоуп, дополнялись бережным и чутким аккомпанементом БСО. Стильно вышло.
А вот Третья Брукнера звучала очень необычно, на мой вкус, даже феноменально оригинально. Музыка этой, написанной в 1873 году симфонии, исключительна своим сочетанием неуклюжести, неотесанности даже и гениальным предчувствием великих формальных открытий XX века. Просто чудесно рассказал об этом качестве Брукнера безвременно ушедший молодой композитор Георгий Дорохов в издании «Частный корреспондент»: «абсолютно необыкновенное отношение к форме, когда стереотипы и даже примитивность изложения материала сочетаются с некоторой непредсказуемостью или даже наоборот — огорошивающие слушателя своей предсказуемостью, возведённой в квадрат». Требуется огромный труд оркестра и дирижера, чтобы дисциплинировать всю эту диссонансность, репетитивность, как говорил Дорохов, навести арочки в конструкции. Великими зодчими арочек Брукнера являются Норрингтон или Хайтинк. Вот уж строят так строят – на века. Кстати, еще один знаменитый интерпретатор Брукнера Геннадий Рождественский сравнил его музыку со средневековыми соборами (между прочим, инспирировавшими смелость поисков авангардистов XX века).
Что же выбрал Федосеев: железную дисциплину, вытаскивание свойственных музыке Брукнера вагнерианских тем, архаизм, новаторство? Пожалуй, что чистую живопись и упоительную нежную красоту, когда забываешь об архаике и новаторстве, а наслаждаешься странным очарованием возведения собственных волшебных чертогов. И неуклюжести партитуры оказываются хорошими помощниками в некоем искреннем, по-детски восторженном восприятии симфонии. Так Брукнера может играть лишь БСО во главе с главным худруком.
Оценить широту вариаций возможностей звуковой палитры оркестра можно было в понедельник в храме именно изобразительных искусств – Третьяковской галерее. На концерте ко Дню народного единства. Программа его просто идеальное звуковое сопровождение искусства Серебряного века и символизма: Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Лядов. «Волшебное озеро» и «Кикимора». Римский-Корсаков. Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане». Рубинштейн. Романсы Демона из «Демона» (солировал баритон Василий Ладюк из Новой Оперы). Ну и конечно, патрон оркестра Петр Ильич Чайковский с «Плясками скоморохов» из «Снегурочки» и «Панорамой» из «Спящей красавицы». Дирижировал Николай Винокуров.
А ровно в дату 120-летия со дня кончины гения, 6 ноября 2013, в Домике Чайковского в Клину состоится по-своему исследовательский концерт-представление ранних партитур композитора: известной симфонии «Зимние грезы» и менее популярной фантазии «Фатум». За дирижерским пультом Денис Лотоев.