Фото Николая Жегина
Шестой театральный фестиваль имени М.Горького собрал под крышей Нижегородского театра драмы девять горьковских спектаклей из Москвы и Питера, Красноярска и Омска, Томска, Севастополя и Вильнюса. Картина впечатляющая не только своей географией, для горьковеда – это редкая возможность проследить движение горьковской пьесы во времени, ибо на фестивале были представлены не только новички, но и ветераны. И хотя Горькому сегодня далеко до лидера театрального проката Рея Куни, тем не менее, его пьесы занимают свое прочное место в репертуаре. Разумеется, не все. Обходят стороной некогда популярного «Булычова» или столь же популярную «Мать», - пролетарские симпатии Буревестника сегодня выносят за скобки и чаще ставят пьесу о пароходчице -капиталистке «Вассе Железновой» , главе дела, благо наследие Горького богато и разнообразно.
Отшумели витии, требовавшие сбросить с корабля основателя соцреализма , и сегодня резвые наскоки на «пролетарского писателя» уже не воспринимаются всерьез. Хотя, кто спорит . – были среди «тех» спектаклей и талантливые. Как , скажем «Дачники» , поставленные Евгением Марчелли десять лет назад в Омской драме а на фестивале выглядевшие молодо, точно на премьере. «Опровержение» Горького в спектакле шло весело, дерзко и резвились главным образом «снизу», - вопли Суслова (М.Окунев)о жизни в полное свое удовольствие реализовывались почти исключительно в сексуальном плане. Эти удовольствия варьировалась на все лады, и Варвара Михайловна (Е.Потапова), которой автор отдает все свои симпатии – эталон гармонии, искренности и нравственной чистоты, - заваливалась на сеновал , задирала подол перед ошалевшим от неожиданности писателем Шалимовым , и неуклюжий и растолстевший за прошедшее десятилетие Шалимов Е.Смирнова пыхтел на своей даме в стиле «буфф» самого низкого пошиба.
«На дне» Небольшого Драматического Театра Льва Эренбурга (Санкт-Петербург) спектакль далеко не новый. Известно, что постановка « по мотивам одноименной пьесы» означает у нас, что все дозволено. Структура пьесы подвергнута режиссером Эренбургом тотальному разрушению - новая, естественно, не возникает. Текст урезан наполовину, а другая половина принадлежит неизвестно кому, но уж точно не классику. Впрочем, обо всем этом не раз писали …
Тем не менее дым иронии и «смелых опровержений» ( что засвидетельствовал фестиваль) сегодня порядком рассеялся и постепенно проступили реальные черты большого русского писателя, пытливого искателя правды, что иной раз уводило его в сторону «возвышающих обманов».
«На дне» Оскараса Коршуноваса (Вильнюсский городской театр) многократно описанный и награжденный, на фестивале все же стоял как бы особняком… И дело не только в том, что актеры исполняли на родном литовском, к тому же играли лишь четвертое действие пьесы ( после ухода Луки), а дело в том, что в литовском театре со времен раннего Някрошюса следует приглядываться к окружающим актера «опознавательным знакам» . Вот на стене листаются пожелтевшие фотографии с видами лесов и озер, - что-то, видимо, из ушедшего невозвратного прошлого, «потерянный рай»… А что до будущего, в которое поначалу с надеждой уверовал Актер (Д.Гумаускас), то висящая тут же «Политическая карта Европы» недвусмысленно указывает его координаты. Да, лапидарно, но в спектакле Коршуноваса нет случайных деталей.
В финале Актер взбирается на огромную пирамиду из ящиков из под бутылок ( в спектакле много пьют, но количество ящиков зашкаливает, тут видимо уж не «пили», а «пропивали») и в монологах Актера из Гамлета (о Гекубе) звучит горечь, укор, отчаяние. В спектакле « На дне» вообще надежды нет. Спектакль в целом - жест отчаяния.
Однако, времена меняются и сегодня уже входит в моду играть горьковскую пьесу целиком, не вторгаясь бесцеремонно в ее ткань, а радикальные реконструкции отдают пошлостью. На сцену то тут, то там возвращается юмор – не по поводу Горького, а теплый, часто обаятельно добродушный юмор автора. Он окрашивает превосходное исполнение роли Мастакова Е.Парамоновым в «Чудаках», поставленных в «Маяковке» режиссером Юрием Иоффе, слышится в «Детях солнца», спектакле «Театра на Васильевском» из Петербурга ( режиссер Владимир Туманов) и даже не обходит стороной трагически окрашенную историю в семье «Вассы Железновой». Спектакль Севастопольского театра для детей и молодежи ( режиссер Семен Лосев) что отчасти примиряло с появлением революционерки Рашель , которая всегда почему-то «мешала» мне во втором варианте пьесы.
«Варваров» сегодня почти не ставят . Нужна немалая отвага, чтобы взяться за ее многофигурную композицию с развернуто эпическим течением сюжета. Между тем в спектакле Олега Рыбкина в Красноярской драме отчетливо прозвучала вполне современная мысль о разрушительной роли «цивилизаторов», вместе с техническим прогрессом несущих духовное разрушение .
Фестиваль завершали «Мещане» - последняя премьера хозяина фестиваля Нижегородского театра в постановке только что принявшего театр нового главного его режиссёра Вадима Данцигера.
Когда появляется в доме его хозяин Василий Бессеменов Сергея Блохина, степенно усаживается за самовар и неторопливо схлебывает чай с блюдца, кажется заполняет собою все пространство дома… С испугом заглядывает ему в глаза хлопотунья супруга, боясь не угадать непредсказуемого и гневливого своего господина. В поразительно верном портрете, созданном Тамарой Кирилловой , актрису было не узнать. Здесь, в Нижнем, знают цену искусства перевоплощения.
А хозяин и впрямь непредсказуем . Вот вроде бы в ярости бросает Нилу: «Ты - яд! Ты – зверь!» А потом горько жалуется жене: « Как он ушел…Какими глазами глядел на меня?...» И понимаешь, как к этому своему «воспитаннику» у Бессеменова душа прикипела… Умеют в Нижнем охватить характер целиком, взглянуть на роль «стереоскопически, умеют перевоплотиться, «вжиться»… что в известной мере и естественно – в этом театре ведь в разные годы сыграли все пьесы Горького…
Фестиваль завершился конференцией, подвели итоги! Превосходный «дуэт» Болхина и Кириловой бы отмечен высшей премией фестиваля имени Е.А. Евстигнеева.
Премии имени народного артиста РСФСР Н.А. Левкоева был удостоен Дайниус Гавенонис за исполнение роли Сатина в спектакле Вильнюсского театра.
Итоги в целом вполне оптимистические. Горького ставят, его смотрят, с ним связывают планы на будущее. Вот говорят, в Омской драме приступают к репетициям «Врагов» - самой «классово непримиримой», самой пролетарски ангажированной пьесы Горького… Ну, разве это не интересно?
Нижний Новгород- Москва