Четвертый фестиваль театра и кино о современности "Текстура" прошел в Перми с 20 по 27 октября. Многочисленные гости фестиваля убедились, что пермская культурная ситуация творится здесь и сейчас. Революция сменилась эволюцией. Пермские зрители, закаленные в борьбе с варягами, с большим интересом отнеслись к актуальному театру и кино, а так же к новым текстам - свежим пьесам и сценариям. На протяжении всего фестиваля об этом говорили в рамках паблик-тока или народного толковища на площадке созданного известным документалистом Павлом Печенкиным киноцентра "Премьер".
У самого фестиваля появился новый дом - пермский театр "У Моста", театр известный, обладятель многочисленных серьёзных призов, любимый зрителями. Художественный руководитель театра Сергей Федотов - великий пропагандист и интерпритатор творчества ирландского драматурга МакДонаха в России. Соединение ирландской магии и московского легкомыслия создало новый образ фестиваля "Текстура". Совет фестиваля (он же жюри) перестал ссориться и пришел к мысли даже о каком-то товариществе. Ингеборга Дапкунайте, Василий Сигарев, Агнешка Пиотровская, Вениамин Смехов и Вера Полозкова - такое, например, общество ежедневно делало нас лучше.
Мнение зрителей и совета всё меньше расходится. Пермяки любят "Текстуру" еще и за то, что наблюдают за поведением столичной публики: дерзкое, наглое и непосредственное. Смотрят, но выбор делают свой, не менее современный. Жюри назвало лучшим спектаклем - "Нет дороги назад" независимого питерского Театра ТРУ. Лаконичный, цельный, тут же разобранный на цитаты. Зрители назвали лучшим столичный спектакль театра "Практика" - "Кеды". Совет присудил "Кедам" победу в номинациях "Режиссер сегодня" и "Художник сегодня" - Руслану Маликову и Екатерине Джагаровой соответственно. Командные награды получили также актерский ансамбль МТЮЗа со спектаклем "Лейтенант с острова Инишмор" и премьера Центра им. Вс. Мейерхольда "Папа уходит, мама врет, бабушка умирает".
Похожая история и в кино. Лучший фильм по мнению совета - "Дорога в школу" Паскаля Плиссона, о том, как трудно добираться до школы ребятишкам в развивающихся странах. Зрители выбрали лучшим "Великую красоту" Сорреннтино - вечный сюжет вечного города. Совет присудил Соррентино награду "Режиссер сегодня".
Российское кино было представлено в конкурсе двумя документальными фильмами - это "Труба" Виталия Манского и "Милана" Мадины Мустафиной. Не смотря на то, что в кулуарах не утихали споры, можно ли снимать избиение ребенка, не вмешиваясь в процесс, "Милана" победила. Её распознали самые чуткие сердца совета, остальным же было явлено доказательство на церемонии закрытия - видеообращение режиссера Мадины Мустафиой с просьбой поддержать ее в борьбе за Милану. Жест был очень искренним, и мы тоже следом за Мадиной просим вас не оставаться безучастными. Историю вопроса вы найдете без труда.
Лучшую пьесу фестиваля - "Кровь и туман" - сочинил Юрий Клавдиев. На читку пришли даже школьники, умаляли Юрия незамедлительно пролить свет и на другие таинственные события мировой истории. Вторая премия - Евгений Казачков с пьесой "Топливо" из второй части проекта "Чедловек.Док", посвященной героям IT индустрии в России. Третья премия досталась нашей пьесе "Проект "Сван" - комедии в стихах о сдаче экзаменов в УФМС.
В конкурсе сценариев главный приз достался Ярославе Пулинович за сценарий "Люди добрые". Второе место - "Контрабас" Леонида Корина, третье - "Причал" Шауры Шакуровой.
Премия "Имя" присуждается заранее, человеку, проявившему себя и в театре, и в кино. В этом году лауреатом "Текстуры. Имя" стал Василий Сигарев - мощнейший автор, что и говорить.
Параллельно с "Текстурой" в Музее наивного искусства, открытого в Перми меценатами Андреем и Надеждой Агишевыми, состоялось открытие выставки наива из коллекции Евгения Ройзмана. Мы все пришли на открытие - поглазеть и на картины, и на нового мэра Екатеринбурга. Мэр был скромен, картины прелестны. Эдуард Бояков и Вениамин Смехов в лучших традициях русской интеллигенции произнесли тосты в честь смелого человека.
Пермская культурная революция закончилась, а "Текстуре", как ни странно, это пошло на пользу. Новые трудности заставили фестиваль выбраться из добровольной изоляции и, следом за поэтическим фестивалем "СловоНова", освоить новые пространства, открыв себя городу. И город отзывается, ведь, как любит повторять создатель "Текстуры" Эдуард Бояков, в Перми сегодня действительно лучшие в России зрители.