Сердцем выставки «Художественный мир Бриттена» стал павильон, посвященный музыке композитора. Фото Сергея Хачатурова
Открытая до 1 декабря сего года выставка «Художественный мир Бриттена» посвящена 100-летию со дня рождения великого английского композитора. Впечатление, что время ускорило свой бег, и вот уже подоспела программа традиционных для Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьских вечеров». Выставка дает возможность заглянуть в мир увлечений композитора, связанных с изобразительным искусством, и является частью большой музыкальной программы «Сезоны Бенджамина Бриттена в России». Если вспомнить, что Бриттен «величайшим из всех пианистов» считал основателя «Декабрьских вечеров» Святослава Рихтера, то параллели с программой знаменитого фестиваля напрашиваются сами собой.
При всей своей уникальности (экспонаты впервые привезены из дома Бриттена и его друга тенора Питера Пирса в городке Олдборо, приморский район Саффолк, Великобритания) выставка вышла очень камерная, лирическая, интимная даже. Она, безусловно, способна довести до белого каления депутатов российской Госдумы, поскольку освящена темой великой любви, которую пронесли через всю жизнь двое великих мужчин: композитор Бриттен и певец Пирс. Сам Пирс однажды сказал о собираемой им с Бриттеном на протяжении четверти века коллекции: «Это не история одного человека – это наша общая жизнь».
Главное впечатление от выставки в ГМИИ, на которой показаны около 50 работ собрания: это не парад статусных шедевров, это итог формирования личных вкусов, часть личных биографий выдающихся людей. Основной раздел собрания – живопись и графика английских модернистов XX века. Присутствуют работы художников так называемой Блумсберийской группы, деятельность которых была направлена против консервативных ханжеских порядков викторианской Англии. Блумсберийцы ратовали за полноправное вхождение Британии в контекст мирового модернизма, за дружбу и свободную любовь.
Одним из любимых художников самого Бенджамина Бриттена был Джон Пайпер. Куратор Кэролайн Хардинг отмечает, что Пайпер оформил почти все оперы Бриттена от «Поругания Лукреции» 1947 года до «Смерти в Венеции» 1973 года. Именно его работы украшают личные апартаменты Бриттена в Красном доме в Олдборо. Для Пирса коллекционирование было почти что профессиональным занятием. Он занимался им как истинный джентльмен. Советовался со знаменитыми коллекционерами и дилерами, поддерживал молодых художников. Благодаря энергии Питера Пирса собрание пополнилось шедеврами классиков: Джона Констебла и Уильяма Блейка. Оба музыканта тонко чувствовали изобразительное искусство, о чем свидетельствуют опубликованные в каталоге выставки записи из путевого дневника Пирса о посещении им в 1966 году ленинградского Эрмитажа. Как отмечает Кэролайн Хардинг, именно встреча с эрмитажным «Блудным сыном» вдохновила Бриттена на создание в 1968 году одноименной притчи для церковного исполнения, которую он посвятил Дмитрию Шостаковичу.
Выставка дает возможность понять, как история европейского искусства переживается в творческом общении с ней двумя великими «нонконформистами-джентльменами». Хронологические рамки заданы от романтизма Констебла к импрессионизму Сикерта, сюрреализму Макса Эрнста до трагической экспрессии работ Элизабет Фринк и Франсиса Ньютона Сузы. Отдельная история: портретная галерея Бриттена и Пирса, в которой множество шедевров, включая поздний портрет сэра Питера Пирса работы Дэвида Хокни.
Сердцем выставки стал чудесно инсталлированный в самом центре зала домик с прозрачными, словно шелковыми, стенами. В нем живет музыка. На экране транслируется концерт, в котором Рихтер играет на фортепиано, а Бриттен дирижирует. В витринах уникальные программы выступлений Бриттена и Пирса в России и автографы: переписка музыкантов с Шостаковичем, Ростроповичем, Вишневской. Причастность атмосфере бережного дружества с Бриттеном и его искусством – самое драгоценное, что дарит выставка.