0
2402
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2013 00:01:00

За Достоевского

Тэги: петербург, театральный фестиваль, балтийский дом


петербург, театральный фестиваль, балтийский дом Ужасы Скотопригоньевска. Фото с сайта театра «Балтийский дом»

Люк Персеваль, известный фламандский режиссер, на петербургском фестивале «Балтийский дом» показал  премьеру «Братьев Карамазовых». Не стоит забывать, что в этом году фестиваль проходит под девизом «Русские!».
«За Достоевского» – так назвал свое выступление один из европейских властителей дум Альбер Камю, и это в полной мере можно  отнести к спектаклю Люка Персеваля по «Братьям Карамазовым».  
«Карамазовы» в театре «Талия» – это не первое обращение режиссера к русской классике, но впервые он так строг к форме спектакля, выбрав классический вариант.  Явная аритмия литературной композиции, сплетающей многие мотивы и сюжеты романа Достоевского, не создает впечатления случайности.  Режиссера миновал соблазн пойти за Ницше в его толковании  Достоевского, перенесенного из узкого пространства городка Скотопригоньевска или России на просторы  Европы, если угодно, мира.  Этому способствует лаконичное выразительное  освоение сценического и звукового пространства, принадлежащее режиссеру. Громадный церковный колокол, лежащий на земле  (или же сброшенный вероотступниками?). На нем время от времени восседает еретик Карамазов-отец (Бургхарт Клаусснер), абсолютный имморалист.  Вся  сцена от колосников до пола  опутана металлическими тросами, при помощи которых звонарь бьет в колокола, но нет ни колоколов, ни звонаря. Время от времени кто-то из персонажей издает звон, в котором звучит тревога или слышится похоронный звон.
Здесь, на условно-метафорическом пространстве, разворачивается  трагедия семьи Карамазовых – разрыв родственных связей, убийства, самоубийство. В семейную историю  втянуты другие персонажи. В отличие от романа их немного. В центре духовные искания трех братьев, и вся тяжесть их метаний, борений с самими собой и оппонентами ложится на плечи младшего – Алеши  (Александр Симон). Он  возлагает на себя их страдания, но не пассивно, не как инок или Божий человек, а как  истинно верующий, получивший  благословение мудрого старца Зосимы (Питер Мартенс). Алеша находится в гуще событий. Акцент сделан не на  его религиозности, а на его способности мыслить, любить, сопереживать. И выглядит он обычным юношей, разве что его взгляд более пытлив, чем у других. Это стремление проникнуть в душу собеседника, желание понять его говорит о том, что юноша обладает редкостным даром – умением слушать несущего облегчение  собеседнику. Это ярко проявляется в сцене с Лизой Хохлаковой (Марина Галиц), впавшей в истерику, прекращенную молчаливым, понимающим, сочувствующим Алешей. Актер  тонко проводит сцены с братьями, одержимыми  страстями. Иван (Йенс Харцер) – борениями мыслей, кипящих в нем; Дмитрий (Берид Граверт) – преодолением своих страстей, стремлением к очищению. Спектакль – философский спор: на  кон поставлены человеческие жизни.  Знаменитый постулат Ивана «все позволено» приводит его к трагическому раздвоению и в итоге к безумию.  
Философский спектакль пронизан страстью и болью. Иван, рассказывающий «Легенду о Великом инквизиторе» внимательно, с состраданием  слушающему его Алеше, – высший миг спектакля.  Из него возгорается пламя бунта Ивана,  которое тушит Алеша своим тихим, но твердым  неприятием.  Стоит ли тут упоминать Бога? Если стоит, то  вспомнив  Послание апостола Павла к коринфянам: «Пребывающий в любви пребывает в Боге». Персеваль не поднимает тему Бога впрямую, но ею пронизан весь спектакль. Необычно решен  Дмитрий, зачеркивающий начисто привычное представление об этом, как о красавце-офицере, гуляке и  покорителе женских сердец. Внешне он похож на отца – не первой молодости, обрюзгший, в очках. Почему же он выглядит столь неотразимым?  У него горячее сердце, в котором живет Шиллер! Отец  называет его Францем Моором, но он, разумеется, благородный Карл. Его романтизм бередит  женские сердца, притягивая к нему Алешу. Лаконично решена сцена в Мокром, дающая возможность показать кутеж.  Персеваль от этого отказался. Трагедия, подобно античному року, приходит в момент просветления духа Дмитрия в Мокром.
 Вихрь современности в спектакль вносят женские образы, чья внутренняя жизнь рифмуется с героинями фильмов Антониони, Бергмана, Фассбиндера, начиная с внешнего облика. С первого взгляда создается впечатление, что это только ноги, начинающиеся от шеи:  все три актрисы обладают ногами поразительной красоты.  Это часть эстетики спектакля. Актрисы создают характеры, в которых узнаются наши современницы, возможно, присутствующие на спектакле. В горячечной нервозности «инфернальницы»  Грушеньки (Патриция Циолковска) бьется стремление реализовать свою личность. В гордости Катерины Ивановны (Алиция Аумюллер) просвечивает  детская незащищенность, желание обрести родную душу. Лиза Хохлакова – дитя, в котором рано проснулась женщина. На протагонистов-мужчин режиссер возложил  вечные вопросы. Женщины привносят в атмосферу напряженность сегодняшнего дня, вовлекая в нее протагонистов.
 Не так давно  Достоевский на Западе  воспринимался как провозвестник «заката Европы». Ныне, когда  европейское культурное пространство, можно сказать, стало единым, спектакль Персеваля о русских в той же степени и  о тех, независимо от места проживания, кто пытается преодолеть духовный кризис, собственный или страны.  Спектакль Персеваля дает точку опоры.    

Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1601
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3524
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2592
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2101

Другие новости