0
3154
Газета Культура Интернет-версия

26.09.2013 00:01:00

Нам бы тортика на халяву

Тэги: театр, геликонопера, премьера


театр, геликон-опера, премьера Не бал, но уже маскарад. Сцена из оперы. Фото с официального сайта театра «Геликон-опера»

Первая премьера театра «Геликон-опера» в новом сезоне посвящена 200-летию Джузеппе Верди: Дмитрий Бертман со своими верными артистами поставил оперу «Бал-маскарад». Одновременно здесь начался фестиваль «Вагнер/Верди», в афише которого – оперы композиторов-юбиляров из репертуара театра.
Судьба оперы «Бал-маскарад» сродни детективу. История шведского короля Густава III, смертельно раненного на маскараде в оперном театре, уже была увековечена в оперном жанре (в том числе и в России – король был родственником Екатерины Великой). Но в XIX веке историю про заговор против монарха не пропускала цензура, чтобы не подстрекать народ к революции – либреттист заменил шведского короля на бостонского губернатора Ричарда Уорвика. Не помогло: оперу все равно запретили – не знаем, как там в Бостоне, а здесь нечего разные вольности насаждать. Композитору, правда, оперные менеджеры об этом не сообщили, чтобы неустойку не платить, и тот честно привез партитуру в театр Сан-Карло, где рукопись закрыли на три замка, а автору велели срочно сообразить что-то новенькое, с нейтральным сюжетом. Тот возмутился, подал в суд, но дело, конечно, было затяжным. И тут – на зависть любому современному композитору – вмешался народ. Неаполитанцы вышли на улицы: они хотят новую оперу Верди! Королю ничего не оставалось, как выпустить специальный указ и разрешить «Бал-маскарад» к постановке.
Дмитрий Бертман, конечно, не лишил себя удовольствия показать хорошо знакомые и, наверное, любимые им интерьеры Шведской оперы, где он с успехом поставил уже несколько спектаклей. Блещущая золотом царская ложа, над которой висит портрет молодого губернатора, все время виднеется в глубине сцены, в то время как основное пространство создают несколько узких вертикальных панелей, местами черных, местами зеркальных, вдруг проворачивающихся наподобие крутящейся двери. Художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, как всегда, создали маленький шедевр, превратив скромную сцену «Геликона» в объемное многоплановое пространство.
Постановка в конечном счете получилась не о заговоре, и даже не о предательстве и прощении, а о том, как изменилось общество. Хотя отдельные женские костюмы скорее принадлежат прошлому веку, и облик сына Амелии и Ренато напоминает цесаревича Алексея, это опера о нашем, более жестоком и циничном, даже бесчеловечном мире. Вокруг губернатора толпа лизоблюдов, так что заговорщиков и правда не вычислишь, к тому же все как один в серых пиджаках. Колдунья Ульрика напоминает скорее сумасшедшую бездомную, и около нее толчется такой же несчастный нищий люд. Кладбище и волшебная трава подменяются на бордель и «травку» – действительно, выкуришь косячок, и любовь пройдет (но вот другая может начаться). Маски, среди которых узнаются завидные представители политической и артистической элиты, от Барака Обамы и Маргарет Тэтчер до Дэниела Крейга и Ксении Собчак, набрасываются на огромный торт с пошлыми кремовыми розами, в то время как губернатор, всего лишь в метре от них, испускает последний вздох. Жуткая картина.
Молодой дирижер Валерий Кирьянов, принявший палочку из рук Симоне Фермани, единственного прямого наследника Верди (правнука по линии незаконнорожденной дочери Верди и певицы Джузеппины Степпони, отданной на воспитание в чужую семью), очень аккуратно ведет оркестр. Среди вокальных работ больше запомнились партии второго плана: Оскар (здесь референт превращен в секретаршу) в исполнении звонкоголосой Анны Гречишкиной и Ульрика – Ирина Рейнард, певица с идеальным верхним регистром. Наталья Загоринская, от которой, помня ранние спектакли театра, всегда ждешь чуда, в этот раз в самое сердце не поразила, а Вадим Заплечный не всегда справляется с партией, справедливости ради добавим, довольно сложной.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1785
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3763
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2818
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2299

Другие новости