0
3582
Газета Культура Интернет-версия

22.09.2013 14:41:00

Обыкновенное чудо

Тэги: иконы, музей


В Музее русской иконы открылась выставка «Дымковские праздники. Иконы церкви Дмитрия Солунского в Великом Устюге». В экспозиции представлены тридцать икон, десять из которых были украдены в 1984 году. С тех пор как церковь Дмитрия Солунского (филиал Великоустюгского музея-заповедника) лишилась этих реликвий, прошло почти три десятилетия, – и только в прошлом году они были найдены. Основатель Музея русской иконы выкупил их у швейцарского коллекционера и безвозмездно вернул законным владельцам. В свою очередь, департамент культуры Вологодской области также ответил благодарностью – и помог организовать выставку, на которой представлен весь иконостас. Счастливое разрешение этой практически детективной истории представители музея называют чудом.

Среди показанных на втором этаже музея артефактов XVIII века десять некогда украденных выделяются, так как их «переделали под требования рынка», придав более древний вид (смыли фон, а в иконной доске сделали углубление-ковчег). Экспозиция делится на три цикла: первый посвящен Пресвятой Богородице, второй – Иисусу Христу, третий – праздникам. Все они принадлежат к Северной школе: следуя «официальному» направлению в иконописи XVIII века, каждая икона содержит ряд характерных деталей или соответствует расширенному изводу. Например, на иконе «Встреча Иоакима и Анны (Зачатие Анны)» в композиции объединены основной сюжет и моление о даровании плода, а на иконе «Рождество Богородицы» в сцене омовения на коленях повитухи новорожденная изображена в коричневом мафории с золотым ассистом. Такие своеобразные детали характерны для всего иконостаса, который является одним из самых подробных в сочетании евангельских образов и сюжетов. По мнению настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия, возвращение старинных икон позволит людям ощутить связь времен, ведь перед этими ликами молились те, кто уже давно почил. Дух времени ощущается и в небольшом зале Музея русской иконы, где полукругом, а точнее, «подковой», расположены воссоединившиеся реликвии.

Двумя этажами выше расположена вторая выставка – «Запечатленная вечность. Архитектурные образы земли Вологодской». Снимки принадлежат Алексею Нитецкому, фотографу и художнику, который последнее время все большее внимание уделает новым технологиям. Из восьмидесяти фоторабот многие подверглись постобработке, также присутствует смоделированный на компьютере иконостас с полным собранием икон. В работах Нитецкого церковь гармонизирует с природой: купола отражаются в воде, блестят в лучах солнца накупольные кресты. Большинство объектов, попавших в объектив фотографа, оказываются вплетены в цепь «двойников»: белоснежные стены дублируются в водной глади, на фоне чистого синего неба множатся кресты, а вдалеке стоят отражением друг друга деревья и плывут облака. Неоднозначность любого узора хорошо читается в снимке оконной решетки: здесь, как на тесте Роршаха, можно рассмотреть собачью морду, крылья бабочки и что-то иное. В этот край, изображенный певцом Русского Севера Нитецким, уже после окончания выставки (12 ноября) вернется иконостас, некогда украденный и перевезенный в Швейцарию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1325
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1511
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1622
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3877

Другие новости