Проникновенное исполнение песен на стихи Матильды Везендонк. Фото Веры Журавлевой предоставлено пресс-службой оркестра
Государственный симфонический оркестр им. Светланова и дирижер Владимир Юровский почтили 200-летие Рихарда Вагнера. Выбор программы и отменный кастинг солистов превратил абонементный концерт в событийный.Концерт получился о любви: второй акт «Тристана и Изольды» предваряли Увертюра из названной оперы и Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Чувство к фрау Везендонк и одновременно невозможность союза (оба были связаны узами брака) вдохновило Вагнера положить на музыку легенду о рыцаре Тристане в собственном, конечно, философском, не бытовом преломлении, как поэму о всепоглощающей любви. Словно сценарием будущей музыкальной драмы стали песни для голоса и камерного оркестра, где композитор уже обозначил некоторые темы «Тристана». Уже в ХХ веке другой немец, Ханс Вернер Хенце, сделал собственную, довольно изощренную, инструментовку цикла.
Правда, после исполнения (как читатель уже понял, Юровский, преданный музыкальным изыскам, представил в Москве именно эту версию) осталось ощущение, что вариант Хенце предназначен для камерного зала либо для пространства с идеальной акустикой – объемы концертного зала им. Чайковского словно поглотили ювелирную работу Хенце. А вот солистка, напротив, прозвучала довольно ясно – впрочем, это и ее несомненная заслуга. Уроженка Австрии, почитаемая, кстати, на родине как героиня (автор этих строк была свидетелем ее дебюта на Зальцбургском фестивале в «Орфее и Эвридике» Глюка), меццо-сопрано Элизабет Кульман делает главное: она понимает, о чем поет, идеально строит фразу, уже не говоря об артикуляции; и это уважение к слову тотчас же сказывается на звучании довольно сложного музыкального текста.
Во втором отделении голос Кульман летел с самого верхнего яруса: Брангена предостерегала любовников об опасности (в скобках заметим, режиссерский ход довольно удачный). Эта партия певице по регистровым параметрам просто идеально подходит, и ее реплики воспринимались практически как ангельское пение с небес. Кроме того, звонкий тембр ее голоса оттенял более динамичное сопрано Ани Кампе, известной своими интерпретациями вагнеровских героинь (самая близкая к нам – Зиглинда в «Валькирии», последнем релизе лейбла «Мариинский» с Валерием Гергиевым и командой солистов). Кампе, вкупе с тенором Штефаном Финке, еще одним доблестным представителем вагнеровской лиги (в его репертуаре – вся галерея партий для драматического тенора в операх композитора), составили дуэт, равный которому мы еще, пожалуй, не слышали – все-таки кое-какие оперы немецкого реформатора мы слышали и в гастрольных вариантах, да и в столице они идут, в том числе и «Тристан и Изольда».
Пожалуй, на сегодняшний день это лучший homage из всех, что до сих пор нам пришлось услышать в Москве. Впрочем, подождем октября, когда финальную точку в череде посвящений поставит Большой театр – там возобновляют «Летучего голландца».