10-летняя Варвара Кутузова играет, как взрослый музыкант. Фото Марины Свининой
В Иркутске начался Восьмой международный фестиваль «Звезды на Байкале». Денис Мацуев традиционно представляет публике, так сказать, сливки музыкального сообщества. «В резиденции» – Госоркестр из Казани со своим худруком Александром Сладковским. В центре – конечно, самый знаменитый иркутянин: Дениса Мацуева здесь всё также обожают, и это чувство взаимно. А пианист Александр Торадзе под впечатлением от энергичности коллеги предложил ему новое имя – Солнце.«Звезды на Байкале», пожалуй, главное культурное событие Иркутска. Билеты на фестиваль раскупаются стремительно, в первый день продаж – как в забытые времена дефицита, очередь занимают с рассвета и пишут номерки на руках. Этот факт, по словам Мацуева, опровергает расхожее мнение о том, что публика в России ходит только на концерты «избранных и великих». Конечно, вечера, где выступает сам Денис, для иркутян в приоритете, но публика знает, что любая программа проходит под знаком качества «от Мацуева», даже если имена солистов ни о чем не говорят – так даже интереснее открывать для себя новых звезд. Губернатор Сергей Владимирович Ерощенко все четыре часа концерта находится в зале, дел важнее в этот вечер у него нет.
Фестиваль в этом году посвящен памяти Владимира Константиновича Шагина – директора Иркутского музыкального театра им. Загурского. Наверное, не ошибусь, если скажу, что во многом успех фестиваля обязан именно этому человеку: зал чтит память Шагина не традиционной минутой молчания, а звонкими аплодисментами.
В прошлом году на фестивале в числе топ-звезд выступали Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра и Владимир Спиваков с Национальным филармоническим. В этом году в Иркутск приехал коллектив, о котором много – и заслуженно – говорят. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан несколько лет назад обзавелся новым худруком и солидным бюджетом или, наоборот, солидным бюджетом и худруком, умеющим грамотно распорядиться средствами (способностями интенданта, согласитесь, похвастается не всякий творческий человек). В результате деятельности Александра Сладковского в Казани появились конкурентоспособный оркестр и несколько новых фестивалей; а сам коллектив начал активно выезжать на гастроли и даже заключил контракт со звукозаписывающей фирмой Sony Music.
В Иркутске у оркестра задача непростая – количество солистов, с которыми предстоит выступить за несколько дней, как подсчитал Денис Мацуев, тянет на Книгу рекордов Гиннесса – 16 человек, причем разного возраста, самой юной участнице летом исполнилось 10 лет. Надо сказать, что аккомпанирует оркестр (хотя по отношению, скажем, к рахманиновским Вариациям на тему Паганини, наверное, этот глагол не совсем уместен) достойно: гибко, местами даже осторожно, но только во благо солисту. Первый блок вышел моцартовским: вслед за увертюрой к «Свадьбе Фигаро» пошла череда концертов – первый скрипичный с Дмитрием Махтиным (москвичи точно помнят его по трио с Борисом Березовским и Александром Князевым), двенадцатый фортепианный с Варварой Кутузовой и даже с редким составом – для флейты и арфы. В последнем солировали студентка из Санкт-Петербурга Софья Кипрская (и уже арфистка в оркестре Мариинского театра) и доцент Казанской консерватории Венера Порфирьева (она же, конечно, флейтистка оркестра Сладковского). Варя Кутузова, 10-летняя участница «Звезд на Байкале», ученица ЦМШ при Московской консерватории, в этом году выиграла конкурс Astana Piano Passion. Возглавил этот конкурс по приглашению мэра Астаны Денис Мацуев – и хотя, по его собственным словам, после конкурса им. Чайковского решил держаться подальше от подобных мероприятий (слишком изматывающих для людей с чувством ответственности), увлекся не на шутку, даже (соответственно названию) страстно: «Фантастическое поколение пианистов идет». В общем, лауреаты получили приглашения на разные фестивали, которыми руководит Мацуев. Кто-то только что был во французском Анси, кто-то учился в суздальской школе «Новых имен», но самое, пожалуй, почетное приглашение – в Иркутск – получили лауреаты первых премий. Так вот Варя Кутузова (запомните это имя), девочка чрезвычайно одаренная, поражающая каждого качествами, присущими больше взрослым музыкантам, – глубиной звука, чувством стиля, чувством фразы и – шире – формы, победила в младшей группе. Лидер средней – японка Юкайн Куроки после патетического концерта Сен-Санса заставила публику вскочить со своих мест.
Во втором отделении слушательские сердца, конечно, захватил дуэт Виолетты и Жоржа Жермона в исполнении солистки Академии молодых певцов Мариинского театра Марии Баянкиной и солиста названного театра Василия Герелло, в отдельном представлении, впрочем, не нуждающегося. После его исполнения романса «Дорогой длинною», конечно, с артистичным представлением на сцене (так что даже дирижеру пришлось потесниться на подставке), думаю, публика побежала в кассы – за билетами на завтрашний сольный вечер, вдруг есть лишний? Ну и апофеоз вечера – выступление обожаемого Дениса Мацуева. Он играл Вариации на тему Паганини – и в этот раз на удивление не бравировал техникой brillante, не поддавался на провокацию (во многом Рахманиновым инспирированную) пуститься во все тяжкие в условно джазовых вариациях. Напротив: сосредоточенные, сумрачные, порой потусторонние звучания центральных вариаций определили концепцию целого: от легендарной, прекрасной уже своим узнаванием паганиниевской темы к макабрическому вихрю финала.
Иркутск