Гордо поднятая голова. Скульптура, сделанная директором парка Юрием Ткаченко. Фото автора
В этом году город Пенза празднует 350-летие: улицы «украшены» стройматериалами, работа кипит, а в воздухе иногда чувствуется приятный запах мыла. Самые броские скульптуры – памятники, – конечно же, Владимиру Ленину и Феликсу Дзержинскому. Был еще Карл Маркс, но его временно убрали, да так и не вернули.В таком контексте развернулся Пензенский фестиваль, выросший из Международного симпозиума скульпторов «Осень. Вдохновение. Пенза». Все, что создано сторонниками современного искусства, разумеется, не имеет ничего общего с коммунистическим возвеличиванием вождей. Строго говоря, и сам фестиваль еще не до конца связан с городом. Главные события происходят возле Чистых прудов – в скульптурном парке «Легенда», расположенном в Мокшанском районе Пензенской области. Ехать недолго, но все-таки нужно, на что, кажется, согласятся далеко не все местные жители. Между тем в парке есть на что посмотреть.
Уже на входе можно заметить белоснежное лицо Афины, умиротворенное, скрывающее за собой брошенный шлем древнегреческого воина. Рядом – фавн в черных очках, самозабвенно играющий на саксофоне. Первая скульптура из камня, вторая – из металла. Эти материалы (в самых разных проявлениях) делят парк «Легенда» на две половины. Среди почти 300 статуй можно увидеть и гигантского комара, и летящего человека, и спаянного из разных механизмов Дон Кихота. Белорусский автор нового воплощения сервантесовского героя Алесь Фалей сейчас трудится над ослом для Санчо Пансы, которого собирает из двигателей и прочего металлолома. На вопрос, почему именно Сервантес, он скромно пожимает плечами. Рядом с мастерской белоруса – «кузница» серба Ич Недим Хаджиахметова, который из листов железа вырезает фрагменты будущего кентавра – третьего в скульптурном парке. Хаджиахметова в образе полуконя-получеловека заинтересовала ярко выраженная звериная сущность. Впрочем, его скульптуры скорее излучают печаль, чем ярость: выкрашенные в черную краску, кентавры кажутся выгоревшими, покинутыми жизнью.
В сотне метров от железных дел мастеров трудятся художники, которые не боятся запачкаться в каменной пыли и крошке. Здесь в ряд высятся белые постаменты и слышен стук – зубило опредмечивает задуманный образ. Среди тех, кто, подставив спину солнечным лучам, работает с камнем, – сенегалец Пуйе Омар. Как и все, он будто покрыт слоем муки, волосы скрыты под шапкой, а солнцезащитные очки не дают каменной крошке поранить глаза. Мимо проходят товарищи по зубилу, которые уже достаточно поработали и сейчас хотят посетить душ и столовую.
Кажется, что это лагерь для скульпторов: большая часть авторов идет «на работу» ближе к обеду, а уже в два часа дня образуется очередь за супом и отбивными. Общий язык в той или иной степени удается найти скульпторам из России, Ирана, Японии, Великобритании, Сербии, Сенегала и других стран. Директор парка Юрий Ткаченко с гордостью заявил, что из 1000 заявок приходится отбирать 50–70, а иногда отклоняется по 17 проектов от одного автора. Однако изобразительная эклектика парка наводит на мысль, что привередничать можно и побольше: скульптур много, в целостную картину они пока не складываются, а в расстановке чувствуется некоторая эмоциональная хаотичность.
Возле Чистых прудов также обсуждались насущные вопросы: «Как заинтересовать людей в современном искусстве?», «Как взаимодействовать с властью?» или «Какими должны быть отношения бизнеса и художника?» Одним из спикеров на этих выступлениях был Марат Гельман, недавно распрощавшийся с Пермью и попыткой развить искусство в том регионе. На Пензенскую область возлагаются чуть более скромные, но тоже большие надежды. Ожидается, что тут появится арт-кластер. Возможно, будет свой театр. Может быть, зазвучит музыка – как классическая, так и джазовая. Планов много, но все – в режиме обсуждения.
Пока перед организаторами стоит больше вопросов, чем ответов. Нужно и количество превратить в качество, и опутывать новыми веяниями консервативный город, и найти в проекте баланс между бизнесом и искусством. Сейчас парк «Легенда» напоминает увеличенную копию «Музеона», а в планах, конечно же, конкурировать с Москвой и Петербургом за внимание публики. Что из этого вырастет – покажет время.
Пенза–Москва