Ребекка Олвера и Чечилия Бартоли в «Норме». Фото Hans Jorg Michel предоставлено пресс-службой фестиваля
Летний форум в городе Моцарта уже во второй раз проходит под руководством Александра Перейры. Объявив программу своего первого фестиваля в Зальцбурге, Перейра и его команда, казалось, хотели поразить публику количеством. Дюжина приглашенных оркестров, еще более пестрая, чем прежде, оперная программа от заведомо аншлаговых «Богемы» и «Кармен» до радикальных «Солдат» Циммермана, а фестиваль стал на 10 дней дольше прежнего. Нынешняя афиша еще насыщенней: полтора десятка оркестров со всего мира, 11 названий в оперной программе, среди них две «Жанны д'Арк» – Верди и Вальтера Браунфельса. Однако во второй раз формула «победителей не судят» уже не работает, а сам Перейра через год уходит на новую работу в Ла Скала, досрочно покидая Зальцбург.Одной из принципиальных идей Перейры стал отказ от повтора лучших постановок предыдущих лет, практиковавшегося в Зальцбурге многие годы: дескать, возобновленный спектакль не может равняться с премьерой. В то же время интенданта устраивает присутствие в афише спектаклей, премьеры которых уже прошли на других фестивалях: год назад – «Кармен» и «Юлий Цезарь в Египте», теперь – «Луций Сулла» и «Норма». «Юлий Цезарь» и «Норма» впервые прошли на фестивале, посвященном празднику Пятидесятницы: это «младший брат» летнего форума, его интендант – все тот же Перейра, а художественный руководитель – Чечилия Бартоли, участие которой и делает событием обе постановки.
«Норму» естественно сопоставить с прошлогодним «Юлием Цезарем» не только из-за Бартоли: режиссеры обоих спектаклей – Моше Лейзер и Патрис Корье, дирижер – Джованни Антонини. К постановщикам у критики и публики много претензий что год назад, что теперь: в «Юлии Цезаре» на сцене были спецназовцы с автоматами, нефтяные вышки и даже танк, а Клеопатра улетала от Цезаря на крылатой ракете. В сочетании с великолепным ансамблем певцов тем не менее это нагромождение штампов на грани фола оставляло ощущение праздника: как говорится, стыдно, но весело – тем более что штампов хватило на все пять часов спектакля. Подобного не скажешь о «Норме», действие которой перенесли во времена Второй мировой войны; тоже штамп, и его на весь вечер не хватает. Динамичные сцены вроде той, где Норма, участница Сопротивления, прячет в школьном здании партизан или предает себя их же суду, чередуются с другими, где постановщиками не придумано ничего и действие движется лишь благодаря Бартоли, ее феноменальному пению и игре.
В музыкальном отношении «Юлий Цезарь» не стал откровением: Джованни Антонини и ансамбль Il Giardino Armonico представили оперу Генделя на том высоком уровне, которого и можно было ожидать. Иное дело «Норма», в исполнительской истории которой совершен прорыв. В основу своей работы Антонини положил новое научное издание партитуры Беллини, и исполнение шедевра бельканто оркестром старинной музыки La Scintilla шокирует лишь поначалу. Скоро становится ясно, что ты услышал «Норму» впервые – настолько остро, выпукло, детально и современно звучит интерпретация Антонини. Правда, если в «Юлии Цезаре» Чечилию Бартоли окружали певцы сопоставимого уровня, то ансамбль «Нормы» очевидно уступает примадонне – в первую очередь Ребекка Олвера (Адальджиза), чьи дуэты с Бартоли вызывают зубную боль. И тем не менее «Норма» – среди лучших спектаклей лета.
К удачам можно было бы отнести и оперу «Гавейн» Харрисона Бёртуисла: для работы над ней Перейра пригласил режиссера Алвиса Херманиса и дирижера Инго Мецмахера, помня об их успехе в «Солдатах». Однако вторых «Солдат» не получилось: в отличной постановке Херманиса, перенесшего действие из времен Короля Артура в 2021 год и придавшего Гавейну черты сходства с Йозефом Бойсом, хорошо почти все, кроме музыки. То, что 79-летнего Бёртуисла не зря считают живым классиком, доказывают его пьесы, звучащие в фестивальных концертах, а его партитуру Earth Dances в 1980-е называли «Весной священной» наших дней». Но драйва, которым полны его инструментальные сочинения, почти нет в его полномасштабных операх. Поэтому великолепная работа Мецмахера с оркестром Венского радио, актерские и певческие достижения Кристофера Мальтмана (Гавейн) и Джона Томлинсона (Бертилак), изысканная сценография, напоминающая о «Письмах мертвого человека», оказываются первичнее музыки, хотя должно быть наоборот.
До конца фестиваля осталась еще одна оперная премьера – «Так поступают все женщины» Моцарта. Планировалось, что ее, а затем и «Свадьбу Фигаро» с «Дон Жуаном» поставят режиссер Свен-Эрик Бехтольф и дирижер Франц Вельзер-Мёст. Однако последний отказался от работы, уступив место Кристофу Эшенбаху, и теперь неясно, удастся ли Перейре поставить всю трилогию силами одного тандема. Кстати, его предшественник Юрген Флимм тоже покинул свой пост досрочно, что пошло лишь на пользу фестивалю: в эпоху «междуцарствия» его существенно оживил временный интендант Маркус Хинтерхойзер, чьего возвращения в Зальцбурге очень ждут.
Зальцбург