Левша на приеме у английской принцессы. Фото РИА Новости
На новой сцене Мариинского театра прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша». Свою третью партитуру по Лескову, любимому писателю, композитор посвятил Валерию Гергиеву, страстному пропагандисту своей музыки: Мариинка, пожалуй, единственный театр в мире, где сегодня идет сразу несколько спектаклей Щедрина.Притча о Левше в интерпретации композитора – скорее Страсти, где распятый Левша (в партитуре – крошечная цитата из баховских пассионов) символизирует, конечно, русский народ, талантливый, душевный, пусть и бесшабашный и попираемый своими же. Пафос композитора понятен: эту историю времен царизма можно легко перенести и на сегодняшний день. Нет у тебя при себе, по Лескову, «тугамента» (ну, допустим, медицинского полиса или больше – разрешения на жизнь, как, скажем, случилось с Магнитским) – помрешь под забором, пока чиновники от медицины будут разбираться, что к чему. Клятва Гиппократа? Архаизм.
Финал спектакля – безусловно, самая сильная его часть. На фоне молитвы доживает свои последние минуты Левша, под колыбельную своего детища, произведения золотых рук своих – подкованной по-русски Блохи. (Щедрин, возлюбивший главного героя, супротив Лескова не лишил букашку способности плясать после того, как неграмотные тульские мастера ее подковали). Здесь же – кульминация двух миров (совсем в традициях русской оперы, где русским все время противопоставляли то поляков, то половцев): русского, лирического, овеянного поэтикой народной песни, и британского – буффонного, с манерными «дансе» под бряцание клавесина. По-разному выражается и патриотизм: английский моряк поет гимн, Левша, дуэтом, народную песню. Один служит королю, другой – народу. Впрочем, последние слова героя адресованы Государю, так бездарно разбрасывающемуся своими умельцами: не надо ружья кирпичом чистить, не дай Бог, война – проиграем.
Режиссер Алексей Степанюк и художник Александр Орлов рисуют эти два мира соответственно. Бескрайние заснеженные просторы, отмеченные лишь верстовыми столбами да гигантским изображением нижней части со знаменитых портретов Александра Первого, сменяет зеленый газон, гвардейцы в знаменитых красных мундирах, принцесса в костюмах, достойных куклы Барби, да толстячки Лорды с рыжими усами и непременными зонтами. И, конечно, телефонные будки!
Партитура Щедрина суммирует приметы его оперного письма. Номерная структура с пронзительными интермедиями, здесь это квазифольклорная песня про реченьку Тулицу, что исполняют, согласно либретто, две «разговорные женщины», внешне напоминающие персонажей иконописи. Мастерской, можно даже сказать, высокой стилизации и адаптации композиторского письма под народную песню – протяжную ли, или плясовую, – в этой партитуре достаточно, но прямых цитат, как говорит Щедрин, нет. 11-я картина, с народными частушками, на пиано, издалека (так же и режиссер – разрешает участникам лишь слегка подрагивать, словно мираж, вдруг оживающая картинка), озорным выходом Левши, и главное, словно хрустальной сценой «куйки» блохи – на взгляд обозревателя «НГ», хрестоматийная. Инструментовку иначе как роскошной не назовешь: Щедрин вводит диковинные инструменты – жалейки, свирели, деревянные флейты, волынку, специфические цимбалы и даже дудук, и этот «сплав» местами действительно завораживает.
Носитель посвящения и ведомый им оркестр выкладывается на 100%. Левша, наверное, станет звездной партией Андрея Попова. Щедрин вовсю использует его космические верхние ноты, достигающие практически сопранового диапазона, режиссер – артистические: худосочный, залихватски отплясывающий на тульской окраине и опасливо, бочком, передвигающийся на чужбине (и совершенно обалдевший от вида двух грудастых «невест»), истово протягивающий руку невидимому императору, испуская последний вздох… Нашлась подходящая партия для депутата и по совместительству солистки Мариинки Марии Максаковой: роль принцессы Шарлотты словно для нее написана. Статный обладатель благородного баритона Владимир Мороз перевоплощался из западника Александра в палочника Николая, Эдуард Цанга отчаянно отстаивал «наше, расейское» в роли бывалого вояки Платова, а бесподобная Блоха – сначала в чулочках и ботиночках, а затем в валенках и оренбургском платке очаровала своей колоратурной партией весь зал.
Санкт-Петербург–Москва