Летят самолеты: привет Мальчишу! Фото с официальной страницы проекта «Платформа» в социальной сети Facebook
В Цехе Белого на Винзаводе, где уже давно закрепился проект Кирилла Серебренникова «Платформа», открылась выставка «Подъемная сила». Она посвящена неуемной тяге человечества покорить небо или почувствовать дуновение ветра на безымянной высоте.«Отчего люди не летают, как птицы?» – вопрос, занимающий не только Катерину из «Грозы» Островского, но, вероятно, каждого, кто хоть иногда отрывает взгляд от земли. «Подъемная сила» объединила визуальные размышления разных лет, чтобы передать скрывающуюся внутри человека жажду полета. В экспозиции представлены работы Татьяны Баданиной, Владимира Наседкина, Алены Ивановой-Йохансон и Александра Пономарева, который выступил также в качестве куратора.
«Крылья» Татьяны Баданиной, впервые показанные в 2003 году в галерее «Сэм Брук», – это тот случай, когда название говорит само за себя. Крылья самых разных форм могли бы принадлежать если не самолетам, то спутникам или даже космическим кораблям из гипотетических «Звездных войн». В темноте прохладного зала космическая метафора кажется уместной. На повторе звучит песня «Надежда» группы «Весна на улице Карла Юхана», чье творчество принято относить к жанру эмбиент. Такой звуковой фон еще сильнее сближает «Подъемную силу» с фильмами про глубокий космос.
В других работах, правда, эта параллель не находит продолжения. Инсталляции Алены Ивановой-Йохансон, подготовленные специально для проекта, наоборот, о земном. В смешанной технике представлены люди, наблюдающие чужой полет. Среди них выделяется изображение мальчика, провожающего взглядом хвост самолета. Детская мечта о профессии летчика понятна каждому, если не как личное переживание, то как устойчивое сочетание.
Передавая тягу к заоблачной дали, художники использовали основные ассоциации со словом «полет» – крылья, взлетная полоса, удивленные лица смотрящих. Владимир Наседкин нарисовал маслом несколько аэропортов, как их можно увидеть благодаря GoogleMaps. Шершавая фактура в свете прожекторов принимает оттенок ирреального, который подчеркивает играющая на фоне мелодия.
Наиболее странной и поэтому самой интригующей выглядит работа Александра Пономарева – «Баффинова фигура». Четыре фотографии и видеозапись, на которых сам Пономарев демонстрирует жажду полета. В качестве носовой фигуры он украшает теплоход «Академик Йоффе» плывущего по морю Баффина в Арктике. Руки художник разводит в стороны, и этот образ напоминает знаменитую сцену из «Титаника», а также – легенду про Икара. Тот, как известно, хотел взлететь, чтобы стать свободным, но переоценил свои возможности. «Подъемная сила» не пытается сделать вид, что не было ни Дедала, ни его сына, экспозиция, наоборот, продолжает поиски древнего изобретателя. Здесь есть и крылья, и земные ландшафты с высоты птичьего полета, и запечатленная реакция оставшихся на земле. Внешне все так же просто, как изобретение Дедала. Однако состояние полета для человека противоестественно, о чем и напоминает неудобная поза Пономарева. Поэтому остается лишь мечтать в полутьме зала.