Перформанс Оли Кройтор, несомненно, привлек внимание публики. Фото с официального сайта фестиваля в социальной сети Facebook
В Калужской области начался традиционный фестиваль «Архстояние». Вырвавшиеся на природу горожане осваивают пространство парка с помощью современного искусства, попадают в иные измерения и начинают верить в чудеса.В этом году посетители фестиваля могли увидеть, как выглядит легендарный рояль в кустах. Он зеленого цвета, именуется инсталляцией «Голос леса» (авторы – Electroboutique) и при нажатии на клавиши издает звуки природы – жужжание насекомых, щебет птиц и пр. На рояле мог играть каждый желающий. Иногда туда приходил музыкант Петр Айду в образе лесного страшилища и играл на чудо-инструменте настоящую музыку леса.
Кроме жужжащего и рычащего рояля мы услышали болтающие на огороде овощи. Арбуз спел написанную в хрущевские времена песню сорняков, мечтающих уничтожить кукурузу. Инсталляция «Общение овощей» от АБ «Обледенение архитекторов» настолько растрогала посетителей фестиваля, что они активно вносили свои вклады в современное искусство. Пытались найти общий язык с овощами, выкладывали на грядки собранные грибы. Самым горячим поклонникам достались проценты по вкладам – они унесли на добрую память звуковую аппаратуру из некоторых овощей.
Возможности для соавторства давала и саунд-инсталляция «Вавилонский водопровод». Лабиринт из водопроводных труб, переплетенных над водой, прозвали «Фонтан». Звуки и фразы, произнесенные в трубы посетителями, благодаря вмонтированным в трубы динамикам, искажались до полной неузнаваемости. Народная тропа к фонтану не зарастала, и он беспрестанно рокотал не хуже ниагарского водопада.
«Выход из леса» – перформанс, давший название «Архстоянию-2013», по пафосу сопоставим с прошлогодним «Поцелуем дерева» Андрея Бартенева. Только если Бартенев выпустил в леса милых зеленых человечков с белыми ветвями, то теперь перемещались в полном молчании босые люди в черных костюмах – то ли санкционированный митинг офисного планктона, то ли рекламное шествие от фирмы гробовщика Безенчука. Заставляет задуматься о вечном, чего и добивались авторы из Poematheatre.
Французский художник Ксавье Жюйо, один из самых известных в мире специалистов по скай-арту, создал в небе гигантскую инсталляцию – над полем развевались длинные надувные «змеи», напоминающие о религии Летающего макаронного монстра. Зрелище впечатляющее!
«Архстояние-2013» позиционируется как диалог «различных видов актуального искусства» и все дальше уходит от ленд-арт в его классическом понимании. В этом году на фестивале, по замыслу организаторов, искусственно имитировалась урбанизированная жизнь. Куратор, архитектор Антон Кочуркин поясняет: «Это ироничное проявление городской культуры в парке – у нас появились библиотека, музей, театр, фонтан на главной площади, все работало как единый организм, как в любом городе». Отказ от новых архитектурных элементов, за который «Архстояние» осуждают архитектурные критики, в этом плане концептуален. Может быть, следующим шагом будет переименование фестиваля ландшафтных объектов в фестиваль арт-проектов в ландшафте.
С городских арт-площадок в лес вошли камерные перформансы. Лежавшая в земле под стеклянной крышей обнаженная Оля Кройтор, сокрытая, как леди Годива, только длинными волосами, в отличие от легендарной графини, спасала свой народ методами психоделических практик. Неподалеку в сети типа авоська-гранд висел также обнаженный Федор Павлов-Андреевич, которого не самые просвещенные граждане окрестили «мужем той голой тетки». А это был «Домик подвешенного» между небом и землей автора. Подобное мы видели не раз: от эпического короля Гунтера, подвешенного в первую брачную ночь на крюк непокорной женой Брунгильдой, до перформанса Андрея Кузькина в Stella Art Foundation несколько лет назад.
Молодой немецкий художник Юлиус фон Бисмарк создал инсталляцию «Две сферы» – символ фестиваля. Летящий с высоты в 15 метров четырехтонный груз заставлял землю колебаться, а окружающих вздрагивать. Каждые полчаса автокран поднимал груз и швырял его на землю. Антон Кочуркин объяснил: «Это проект о взаимодействии человека и ландшафта, показанном нетривиальным способом. Объект оставляет сильное эмоциональное переживание через осязание – мы можем острее прочувствовать сотрясение двух сфер – земли и созданного человеком груза».
Журналисты, которые поближе придвинулись к заграждению, получили сильное эмоциональное переживание, когда гигантский груз шандарахнулся в мокрую после дождя землю. Природа вступила во взаимодействие с фотоаппаратами, одеждой и лицами зрителей, заляпав все жидкой грязью. А говорят, что это журналисты оплевывают окружающих! На вопрос, не является ли Юлиус потомком Отто фон Бисмарка, мы получили утвердительный ответ, и тогда все стало на свои места. Первый рейхсканцлер Германской империи наверняка витал над арт-объектом и потирал ладони, размышляя над отмщением за Первую мировую войну. Хотя сам Юлиус об этом мог и не подозревать, он рассказал мне, что учил русский язык, полюбил просторы Никола-Ленивца и что счастлив представить в России свои объекты.
После покупки фестивальных земель Максимом Ноготковым здесь появилось много новых проектов. Самый значительный из них – арт-резиденции в деревне Звизжи. На фестивале представили созданный там проект голландской художницы Вапке Феенстра «Сделано в Звизжи». Из фотографий авторства местных жителей Вапке создала серию открыток. На территории деревни посадили голландские овощи и цветы, возрождая практику школьного огорода, за которым ухаживают ученики. Овощи и предметы, сделанные руками крестьян, продают в новом сельском магазине. Не в этом ли главный смысл того, что делалось и делается на земле «Архстояния»? Горожане, привлеченные фестивалем, выходят из леса, возвращаются из иных измерений и начинают огородничать всерьез. На российских полях остаются объекты искусства, которые помогали строить местные жители, и урожай не только из искусственных овощей.