Социальные драмы вышли в лидеры по итогам 4-го кинофестиваля Voices: грузинско-германская картина «Длинные светлые дни» Наны Экатимишвили и Симона Гросса отмечена главным призом, а российский фильм Юрия Быкова «Майор» получил приз зрительских симпатий.
Нана Экатимишвили покинула Грузию в конце 90-х. Фильм родился из ощущений, воспоминаний режиссера о детстве и юности, оставшихся с ней на всю жизнь; он снят по-европейски красиво, внятно. Главные героини – девочки, то есть живая, здоровая сила. В них – надежда на будущее родины Наны. На Берлинском фестивале лента получила приз за лучший дебют, а Европарламент включил ее в число десяти тех картин, что будут субсидированы в прокате.
А открылся фестиваль картиной «Девушка и смерть» голландца Йоса Стеллинга, который он снял в копродукции с Россией и Германией. Фильм уже был показан в России, где отметили его щемящую чеховскую интонацию. «Я не хотел делать западное кино, - утверждает Стеллинг. - Мне больше нравится смотреть на Восток. Но собирался снимать не чеховскую историю, а просто человеческую». Голландский кинематограф вообще был по-особому представлен на фестивале, ему отвели отдельную программу под названием «Страна тюльпанов» – ведь нынешний год объявлен в России Годом Нидерландов.
Наверное, было бы натяжкой сказать, что с 5 по 9 июня Вологда жила фестивалем. Точнее так: вологжане жили своими буднями, которым фестиваль придавал оттенок праздника. Да и среди пестроты современной рекламы по-европейски элегантные афиши VOICES не очень-то бросались в глаза. Если что и обнадеживает, то это амбиции руководства области: губернатор Олег Кувшинников назвал VOICES главным культурным событием года в области и пообещал, что площадки фестивальных кинопоказов будут соответствовать всем мировым стандартам. Но это все в будущем. А пока – не все в Вологде знают о существовании VOICES. Моя случайная попутчица по дороге за вологодским маслом выразилась так: «Я, вообще-то, – рабочая молодежь, и в кино хожу редко, а те, кто интересуются кино, наверное, знают».
На вологодской земле снималось множество фильмов, среди них – «Калина красная» Василия Шукшина (в Белозерске) и последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» – под Бежецком и в Шексне. Главный объект съемок, главная героиня фильма – Колокольня счастья – находится недалеко от Шексны в маленькой деревне Еськи. Она стоит прямо на озере, метрах в двухстах от берега. Как рассказывают краеведы, колокольня эта была при церкви Рождества Христова. Место намоленное с XV века. У храма было много прихожан – три деревни, две с половиной тысячи людей, но близлежащие земли были затоплены при строительстве Волго-Балта. Колокольня восстановлению не подлежала – ее подмывали воды рукотворного водоема, она должна была рано или поздно рухнуть. Это был далеко не единственный храм с колокольней, подвергшийся подобной участи. Но именно колокольне в Еськах благодаря кино суждено было стать не только символом поруганной веры, но и таинственным символом счастья. Как ни удивительно, она рухнула на сороковой день после смерти режиссера Алексея Балабанова. Словно свершила свое предназначение – и словно закончилось в нашей жизни что-то важное. Словом, это знак, который еще подлежит расшифровке.
А теперь гостей фестиваля возят к руинам той самой колокольни, что простояла столько лет никому не нужной, потому что «не являлась объектом культурного наследия», говоря языком официальных документов. Теперь оказались нужны даже ее руины. И в этих местах задумываешься не только о вечности и счастье, но и об удивительной силе кино, способного наделить голосом каждую невысказанную боль.
Несмотря на наличие главного и других призов, истинным итогом фестиваля VOICES видится неожиданное обращение членов жюри к молодым кинематографистам Европы. Таковое они составили, не сочтя возможным и справедливым вручить приз за лучшую режиссерскую работу. «Мы ожидали от нового поколения режиссеров, актеров, и людей из кинематографа, того, что они покажут нам дерзкие эмоции, злобу, стремления, их боль и их видение, - заявили судьи. - Мы хотели бы попросить их: пожалуйста, будьте смелыми, не следуйте никаким правилам, пожалуйста, будьте самими собой, и создайте новый мир для всех нас. Bon courage !» Остается только надеяться, что эти призывы не станут гласом вопиющих в пустыне.