Арт-резиденции – входят в моду и у нас. Привычно в конце ижля из Москвы уже больше десятка тысяч выезжают в Никола-Ленивец, на фестиваль «Арх-Стояние». Как каждый московский театр спешит обзавестись сегодня своей режиссерской или драматургической лабораторией, так и ближайшие к Москве усадьбы и бывшие фабрики спешно переоборудуют в арт-резиденции. Так принято в Европе, теперь и у нас.
В творческой усадьбе «Гуслица» в минувшие выходные праздновали старинный славянский праздник солнца, день Ивана Купалы. Для того чтобы стать участником этих торжеств, надо было всего лишь проехать 3 часа на электричке, это – в
В «Гуслицах», несмотря на обещание праздника, стояла тишина, пели птички, и – в окружении деревьев, кирпичное разваливающее здание 1964 года.
- Раньше здесь было мануфактурное ткацкое производство, сейчас - это «фабрика искусства». Нашей главной задачей стало создание творческой среды для художников поэтов, архитекторов, в общем - для всех людей искусства, - рассказал Корней Брусков, менеджер арт-резеденции.
Здесь теперь располагаются выставочные залы, помещения для мастер-классов, художникам предоставляют комнаты – мастерские.
Творческих людей-участников фестиваля не очень заботило расписание дня. То, что было запланировано и красиво прописано в плане, не случилось. Я ходила кругами в поисках чего-нибудь интересного и совершенно случайно вышла к выставке Дмитрия Цветкова. Его картины было легко узнать: военная тематика, самолеты, танки и характерные для него черные человечки, которые летели, падали, карабкались, наполняя его картины странным для окружающих подтекстом. Все, кто входил в мастерскую сразу спрашивал у Дмитрия:
- Это человечки? Почему вы их нарисовали везде? А почему они летают?
Со стороны это смотрелось забавно: Дмитрий стоял около окна, заходил человек, в основном все заходили по одному, бросали взгляд на картины, после чего подходили к Дмитрию, спрашивали он это или не он, и спрашивали про глубокий смысл летающих человечков. И Дмитрий каждому отвечал одно и то же, вводя своим ответом людей в ступор:
- Раньше я был маленьким мальчиком и любил играть в «войнушки». Потом я 10 лет учился рисовать, рисовал ворону, натурщика, одним словом ничему не научился. И вот теперь я рисую человечков, они мне очень нравятся. А так я не художник, я - швея.
Большую часть времени Дмитрий теперь и вправду занимается шитьем, то есть вышиванием орденов, военных костюмов, военной же техники, которую можно увидеть на выставках в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Как сказал Дмитрий: «Я имперский человек, в России могут хорошо делать только военную технику. У нас все предпочитают иномарки, так как на нашей ладе не проехать, а на танке горы свернуть можно, только наши военные самолеты летают так долго и не падают, а «калашников» чего один стоит, с ним никакая война не страшна».
Когда начало смеркаться, наконец-то началось действо, ради которого все собрались. Художники и фотографы вышли из своих мастерских, где, оказывается, прятались в течение всего дня, из машин повылезала приехавшая и готовая уже к празднику публика.
Про обряды, связанные с Иваном Купалой, рассказывала Валентина Глухова, руководитель народного ансамбля народной песни «Белый камень»: «Мы поворачиваем солнце, помогаем ему перейти на зиму. Природа тесно связана с людьми. Через природу мы можем общаться с предками, с богами. И вот сегодня вечером мы совершим древнерусский обряд».
И вот, взявшись за руки, мы завели хоровод, а народный ансамбль запел песню. «Ощутив единство с природой», все прошли через березовые ворота, тем самым оказавшись в мире ином, где связь с природой и предками была еще теснее. Пока мы водили хоровод, русскими народными песнями женщины рассказывали Яриле об изнуряющей жаре и о приближающейся зиме. После чего принесли в жертву буханку хлеба, которая соединила мир животных, людей и богов.
Надо было возвращаться в Москву, поэтому ни костра, ни всенародного купания в озере я не застала, поскольку сводки ЧП не зафиксировали ничего страшного, можно сделать вывод, что «очищение» огнем и водой для всех закончилось благополучно.