0
2616
Газета Культура Интернет-версия

04.07.2013 00:01:00

Частный выбор с академическим размахом

Тэги: театр, театральная премия, хрустальная турандот


театр, театральная премия, хрустальная турандот Римас Туминас получает свою «Турандот». По левую руку от него – легендарная Турандот – Юлия Борисова. Фото Ридус

Первая театральная премия – так называет сама себя «Хрустальная Турандот», премия, которой отмечают лучшие роли, режиссеров и спектакли с 1991 года. Во вторник в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова хрустальные статуэтки раздали в 22-й раз. Лучшим спектаклем назвали «Евгения Онегина» вахтанговцев, впрочем, даже если бы церемония проходила в любом другом столичном театре, вряд ли бы это поменяло выбор в этой номинации.
Премию «Хрустальная Турандот» полюбили за непритязательные вечера и прогулки в Кусково, где проходили первые церемонии. Некоторая навязчивость сюжета, когда выбор неизбежно объявляла китайская принцесса, компенсировалась свежим усадебным воздухом и неизменной красотой старинных усадебных интерьеров. Но tempora mutantur и в какой-то момент «Турандот» нашла пристанище в Третьяковской галерее в Лаврушинском. В этом году премия, кажется, прочно закрепилась в Вахтанговском театре, поскольку в течение всего сезона то и дело напоминала о себе «хрустальными балами» в честь то одного, то другого хорошего актера, и все они проходили здесь, на Арбате. Конечно, это не мешает позлословить теперь: мол, какой еще спектакль могли назвать лучшим, если церемонию и всех ее гостей принимает Театр Вахтангова, но, обозревая сезон так и эдак, думаешь, что вряд ли выбор мог быть другим и при этом не вызывающим больше споров и куда более обоснованные сомнения, если бы хрустальных принцесс раздавали, к примеру, в Малом театре. Другое дело – лучший актер. «Турандот» выбрала Алексея Верткова, сыгравшего главную роль в спектакле Сергея Женовача «Москва–Петушки». Как говорят в таких случаях «правильные» официанты – прекрасный выбор! Но мог быть и другим, поскольку под занавес сезона в Малом сыграли «Село Степанчиково…», и там совершенно бесподобен Василий Бочкарев, которого нахваливали все, кто успел посмотреть спектакль.
Но к «Турандот» какие могут быть претензии? Премия частная, таков выбор учредителя Бориса Беленького, когда-то придумавшего эту московскую награду и жюри, в которое тогда входили, если память не изменяет, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Андрей Макаревич, Юрий Черниченко… Нет претензий ни на национальный характер, ни на объективность процедур, когда номинантов просеивают сквозь сито сперва экспертной комиссии, затем жюри, утвержденного высоким секретариатом. Не нравится – не ешьте.
А вот лауреаты «Хрустальной Турандот» выбором таким довольны: как заметил директор Театра оперетты Владимир Тартаковский, их «Графа Орлова» наградили как лучший мюзикл (эта номинация появилась в премиальном списке «Турандот» в этом году впервые): «Я люблю «Хрустальную Турандот» больше других премий, потому что здесь нет экспертных советов, нет критиков, а правильные люди дают премии правильным спектаклям. «Хрустальная Турандот» – правильно ориентированная премия!» После чего Екатерина Гусева, Теона Дольникова и Александр Рагулин спели номер из этого мюзикла, естественно, о любви (слова Юлия Кима, он тоже вышел на сцену и разделил премиальную радость). Но, вероятно, это был не самый лучший из номеров, во всяком случае ни слова, ни музыка в памяти не отложились.
«Турандот» – самая оперативная среди всех прочих премий: оперативность как раз и можно объяснить упрощенной процедурой. Церемония в этот раз была максимально компактной, а номера, которые «прослаивали» церемониальный сюжет, длились ровно столько, чтобы доставить удовольствие, но не успеть наскучить. Наталья Загоринская со смыслом спела в честь Аллы Демидовой романс Даргомыжского «О, говори еще!..», Владимир Маторин исполнил «Блоху», а открыл церемонию зажигательный китайский танец в исполнении солистов ансамбля танца имени Игоря Моисеева.
Императорский поезд Пекин–Москва двигался от одной премиальной станции к другой, потому что, как объяснил проводник, жизнь – движение и театр – движение, а спектакли, получается, – остановки. В роли Ее Хрустального Высочества в этом году выступила Нонна Гришаева, в какой-то момент «отложившая в сторону» свою китайскую роль, станцевала и спела «Танго» в честь лауреатов. Борис Петрович Беленький рассказал, что статуэтки в этом году изготовили литовские мастера, но и тут вряд ли у кого родилось сомнение, что эта мелочь заставила так много внимания уделить в этом году литовскому присутствию на московской сцене. Ведь декорация Адомаса Яцовскиса в «Евгении Онегине» вправду была хороша. И сам «Онегин» Туминаса признан многими.
Анну Дворжецкую, молодую актрису Молодежного театра, наградили за лучший дебют – роль Констанции в «Трех мушкетерах». Александру Урсуляк назвали лучшей актрисой за главную роль в «Добром человеке…» Театра имени Пушкина, а поставивший спектакль Юрий Бутусов стал лучшим режиссером по версии «Турандот». И этот выбор вряд ли вызовет большие споры, а тем более покажется несправедливым. Еще одна лучшая актриса сезона (новация «Хрустальной Турандот» – сразу две лучшие актрисы) – Ольга Прокофьева (Москалева, «Дядюшкин сон», Театр имени Маяковского).
Из театральных шуток, которые запомнились: когда Олег Табаков вышел к микрофону, чтобы произнести спич в честь «Евгения Онегина» и литовского сюжета в русском театре, в кармане у него зазвонил телефон. «Это Владимир Владимирович», – оперативно сбросив вызов, мгновенно нашелся Табаков, а из-за его спины к микрофону тут же вышел Владимир Владимирович Познер, сняв опасность шутки.
А Римас Туминас, получая «Турандот» за лучший спектакль (статуэтку он тут же передал вышедшим, а вернее, приглашенным им на сцену актерам и, конечно, актрисам – Юлии Борисовой и Галине Коноваловой), не побоялся пофилософствовать: «Пусть нас не покидает жалость к человеку». И рассказал историю, как в детстве он сидел в кресле стоматолога, а перед ним было окно, и он увидел, как по улице идет бабушка, и маленький Туминас вдруг подумал: «Кому хуже?» и сразу боль прошла.  
Самую первую статуэтку отдали Алле Демидовой – за честь и достоинство. Алла Сергеевна со свойственной ей самоиронией вспомнила, как в детстве, когда ей что-то дарили, мама всегда говорила: «Скажи спасибо!» и вот я говорю: «Спасибо». Так и тут: что сказать? Надо сказать «спасибо».   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Съезд адвокатов заявил о правовых неопределенностях

Съезд адвокатов заявил о правовых неопределенностях

Екатерина Трифонова

В законодательстве обнаружен дефицит гарантий профессиональной деятельности защитников

0
866
Легкой победы Америки в тарифной войне с Китаем не получилось

Легкой победы Америки в тарифной войне с Китаем не получилось

Михаил Сергеев

Для России последствиями схватки КНР и США могут стать промышленный спад и снижение экспорта

0
1257
Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Иван Родин

Правительство предложило расширить полномочия ФСИН как спецслужбы

0
1031
Путин на следующей неделе проведет заседание военно-промышленной комиссии

Путин на следующей неделе проведет заседание военно-промышленной комиссии

0
707

Другие новости