0
2211
Газета Культура Интернет-версия

02.07.2013 00:01:00

Искушение техникой

Андрей Золотов-мл

Об авторе: Андрей Андреевич Золотов-мл. – корреспондент РИА Новости в Вене.

Тэги: милан, театр, опера, премьера


милан, театр, опера, премьера В мифологическом мире Вагнера немало таких вот кровавых сцен. Фото предоставлено пресс-службой театра

Новая постановка «Гибели богов» прославленного дирижера Даниэля Баренбойма и режиссера Ги Кассирса прошла с успехом в миланском Ла Скала. Она была впервые сыграна в марте этого года в Берлинской государственной опере, в мае перенесена на миланскую сцену в рамках масштабной копродукции двух театров, музыкальное руководство которыми совмещает Баренбойм, а на минувшей неделе прозвучала как часть полного цикла впервые с 1938 года.
Современная мультимедийная техника предоставляет неограниченные возможности для постановщиков вагнеровских опер и особенно – мифологического по своему действию и мифического по своему месту в мировой музыкальной культуре цикла «Кольцо Нибелунга». Она же представляет и недюжинное искушение.
Сразу скажем, что двойной юбилейный год 200-летия Вагнера и Верди уже привел к такому «перекрестному опылению» итальянской и немецкой оперных традиций почти на всех европейских сценах, что о былом антагонизме двух композиторов в глазах публики остается вспоминать как об историческом курьезе. Хотя английская, немецкая, русская и японская речь и звучала в антрактах в фойе главного театра Италии, подавляющее большинство публики, щедрыми аплодисментами и криками «браво» награждавшей артистов, составляли нарядные итальянцы. И большая часть из них не просто пришла на «Гибель богов», а купила абонементы на весь цикл ценой от 420 евро на галерку до 6390 евро на лучшие места и ходила изо дня в день, как на работу, чтобы услышать 15 часов сложнейшей музыки. А многие посещали еще и специальные вводные лекции и документальные фильмы, приуроченные к премьере. По тому, насколько горячо миланская публика благодарила маэстро Баренбойма, можно судить, что ему с трудом (свидетелем тому досадные шероховатости в оркестре, особенно у столь важных для музыки Вагнера духовых), но все же удается миссия, как он сам говорит, «учителя немецкого языка» для Ла Скала.
Другой особенностью этого «Кольца» можно назвать активное участие в нем певцов русской вокальной школы, которая до недавнего времени была по большей части далека от вагнеровского репертуара. Безусловной звездой субботнего спектакля был солист Мариинского театра Михаил Петренко, чей богатый голос и артистическое мастерство выделили злодея Хагена на почти неподобающее место в череде вагнеровских героев. Давно и успешно работающая в Берлине москвичка Анна Самуил создала чарующий и вокально ровный образ негероической Гутруны и она же вместе с меццо-сопрано Маргаритой Некрасовой из Новой оперы открывала спектакль как Норна. Мария Горцевская из Петербурга и Анна Лапковская из Минска были двумя из трех дочерей Рейна. В других спектаклях цикла в роли гиганта-дракона Фафнера выступает бас из Одессы Александр Цымбалюк, а партию жены Вотана, ревнивой охранительницы семейных ценностей Фрики поет еще одна наша соотечественница Екатерина Губанова. Такого «вторжения» певцов из восточнославянских стран в «святая святых» германского духа европейская сцена еще не знала. Вероятно, за это тоже надо сказать спасибо семейно и художественно связанному с русским искусством Баренбойму.
В главной, требующей титанических усилий партии Брунгильды во всех операх цикла выступала знаменитая шведская певица Ирен Теорин. К сожалению, в субботу ее пение было сопряжено с заметными вокальными проблемами, но образ валькирии был тем не менее цельным и убедительным. Австрийский тенор Андреас Шагер появился как Зигфрид именно в «Гибели богов» в субботу и, когда распелся ко второму акту, зазвучал достойно, хотя на сцене чувствовал себя не всегда ловко. Непревзойденной по голосу, органичности и донесению текста была знаменитая вагнеровская певица Вальтрауд Майер (Вальтраута и вторая Норна).
Основные сложности спектакля были связаны с искушением современной техникой. Если канадскому режиссеру Робберу Лепажу удалось не только создать, но и «оседлать» сценическую машину из ряда вращающихся гексаэдров, которая в сочетании с видеопроекциями создает уже третий сезон подряд грандиозную вагнеровскую движущуюся вселенную «Кольца» на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера, а немецкий мастер Свен Эрик Бехтольф очень дозированно и убедительно воспользовался видео в идущей в эти дни в Венской опере «Валькирии», то бельгийский режиссер Ги Кассирс решил потчевать зрителя настолько обильным и часто отвлекающим от музыки видео (сценография Энрико Баньоли, видео Арьен Клеркс и Курт д'Эселеер), что, по-видимому, решил, что артистам на сцене уже мало что надо при этом делать. В итоге его подход к вневременной интерпретации Вагнера, не ставящий задачу изменить замысел автора, но пытающийся намекать на современность эклектичными костюмами и извивающимися не то насекомыми, не то людьми–жертвами концлагеря в видеопроекции на заднике, нельзя назвать внятным.
На прошлой неделе весь цикл «Кольца» прошел на сцене Ла Скала во второй раз, а в июле Вагнер уже уступит место премьере «Бал-маскарада» Верди. Юбилейный год продолжается.   
Милан

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1661
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3603
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2657
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2164

Другие новости