В мифологическом мире Вагнера немало таких вот кровавых сцен. Фото предоставлено пресс-службой театра
Новая постановка «Гибели богов» прославленного дирижера Даниэля Баренбойма и режиссера Ги Кассирса прошла с успехом в миланском Ла Скала. Она была впервые сыграна в марте этого года в Берлинской государственной опере, в мае перенесена на миланскую сцену в рамках масштабной копродукции двух театров, музыкальное руководство которыми совмещает Баренбойм, а на минувшей неделе прозвучала как часть полного цикла впервые с 1938 года.Современная мультимедийная техника предоставляет неограниченные возможности для постановщиков вагнеровских опер и особенно – мифологического по своему действию и мифического по своему месту в мировой музыкальной культуре цикла «Кольцо Нибелунга». Она же представляет и недюжинное искушение.
Сразу скажем, что двойной юбилейный год 200-летия Вагнера и Верди уже привел к такому «перекрестному опылению» итальянской и немецкой оперных традиций почти на всех европейских сценах, что о былом антагонизме двух композиторов в глазах публики остается вспоминать как об историческом курьезе. Хотя английская, немецкая, русская и японская речь и звучала в антрактах в фойе главного театра Италии, подавляющее большинство публики, щедрыми аплодисментами и криками «браво» награждавшей артистов, составляли нарядные итальянцы. И большая часть из них не просто пришла на «Гибель богов», а купила абонементы на весь цикл ценой от 420 евро на галерку до 6390 евро на лучшие места и ходила изо дня в день, как на работу, чтобы услышать 15 часов сложнейшей музыки. А многие посещали еще и специальные вводные лекции и документальные фильмы, приуроченные к премьере. По тому, насколько горячо миланская публика благодарила маэстро Баренбойма, можно судить, что ему с трудом (свидетелем тому досадные шероховатости в оркестре, особенно у столь важных для музыки Вагнера духовых), но все же удается миссия, как он сам говорит, «учителя немецкого языка» для Ла Скала.
Другой особенностью этого «Кольца» можно назвать активное участие в нем певцов русской вокальной школы, которая до недавнего времени была по большей части далека от вагнеровского репертуара. Безусловной звездой субботнего спектакля был солист Мариинского театра Михаил Петренко, чей богатый голос и артистическое мастерство выделили злодея Хагена на почти неподобающее место в череде вагнеровских героев. Давно и успешно работающая в Берлине москвичка Анна Самуил создала чарующий и вокально ровный образ негероической Гутруны и она же вместе с меццо-сопрано Маргаритой Некрасовой из Новой оперы открывала спектакль как Норна. Мария Горцевская из Петербурга и Анна Лапковская из Минска были двумя из трех дочерей Рейна. В других спектаклях цикла в роли гиганта-дракона Фафнера выступает бас из Одессы Александр Цымбалюк, а партию жены Вотана, ревнивой охранительницы семейных ценностей Фрики поет еще одна наша соотечественница Екатерина Губанова. Такого «вторжения» певцов из восточнославянских стран в «святая святых» германского духа европейская сцена еще не знала. Вероятно, за это тоже надо сказать спасибо семейно и художественно связанному с русским искусством Баренбойму.
В главной, требующей титанических усилий партии Брунгильды во всех операх цикла выступала знаменитая шведская певица Ирен Теорин. К сожалению, в субботу ее пение было сопряжено с заметными вокальными проблемами, но образ валькирии был тем не менее цельным и убедительным. Австрийский тенор Андреас Шагер появился как Зигфрид именно в «Гибели богов» в субботу и, когда распелся ко второму акту, зазвучал достойно, хотя на сцене чувствовал себя не всегда ловко. Непревзойденной по голосу, органичности и донесению текста была знаменитая вагнеровская певица Вальтрауд Майер (Вальтраута и вторая Норна).
Основные сложности спектакля были связаны с искушением современной техникой. Если канадскому режиссеру Робберу Лепажу удалось не только создать, но и «оседлать» сценическую машину из ряда вращающихся гексаэдров, которая в сочетании с видеопроекциями создает уже третий сезон подряд грандиозную вагнеровскую движущуюся вселенную «Кольца» на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера, а немецкий мастер Свен Эрик Бехтольф очень дозированно и убедительно воспользовался видео в идущей в эти дни в Венской опере «Валькирии», то бельгийский режиссер Ги Кассирс решил потчевать зрителя настолько обильным и часто отвлекающим от музыки видео (сценография Энрико Баньоли, видео Арьен Клеркс и Курт д'Эселеер), что, по-видимому, решил, что артистам на сцене уже мало что надо при этом делать. В итоге его подход к вневременной интерпретации Вагнера, не ставящий задачу изменить замысел автора, но пытающийся намекать на современность эклектичными костюмами и извивающимися не то насекомыми, не то людьми–жертвами концлагеря в видеопроекции на заднике, нельзя назвать внятным.
На прошлой неделе весь цикл «Кольца» прошел на сцене Ла Скала во второй раз, а в июле Вагнер уже уступит место премьере «Бал-маскарада» Верди. Юбилейный год продолжается.
Милан