0
4856
Газета Культура Интернет-версия

02.07.2013 00:01:00

В президенты – с понижением статуса

Тэги: гмии, ирина антонова


Вчера днем в срочном порядке, так что даже не всех журналистов сочли нужным оповестить, в ГМИИ министр культуры Владимир Мединский, теперь уже бывший руководитель Пушкинского музея Ирина Антонова и вновь назначенная на эту должность с 10 июля Марина Лошак провели в главном музейном здании на Волхонке даже не брифинг, а как сказали бы знатоки из известной телеигры, суперблиц. Минут пять потребовалось, чтобы сообщить, что Антонова покидает свой пост. Об этом не знали даже в пресс-службе музея.
Ирина Антонова сказала, что решение приняла сама, что последние года полтора (наверное, с момента празднования юбилея) думала об уходе по личным, семейным, причинам. Но видно, что и в Минкульте готовились к этой перемене.
   
Например, весной министр культуры Мединский на брифинге в РИА Новости вопрос одного из журналистов, будет ли продлен контракт с Антоновой, оставил без ответа... Ситуация вызывает тем большее недоумение, что о конкретных мерах по дальнейшему развитию ГМИИ пока не говорят – видимо, их просто нет. Для Антоновой в музейный устав введут должность президента. За что она будет отвечать, неизвестно (поправок в устав еще нет) – Лошак говорит о роли советника. Стало быть, недавно «подаренная» и придуманная для Ирины Антоновой должность главного куратора российских музеев теперь продублирована на уровне ее детища, которое она возглавляла больше полувека! Благодаря ней состоялись выставки «Москва-Париж», «Москва-Берлин», а недавно - показы Тернера, Караваджо, Тициана...  Кто бы еще смог привезти их в Москву?
Пока неизвестно, кто сменит на посту руководителя музейно-выставочного объединения «Манеж» Марину Лошак (в Минкульте вопросом этим не занимаются, поскольку МВО в подчинении у Департамента культуры Москвы, то есть у Сергея Капкова). Неизвестно, какова будет выставочная политика нового руководителя: Лошак рассказала, что испытала удивление и ужас, когда было принято решение о назначении. Хотя неожиданностью для нее это не стало, поскольку предложение Лошак получила от Ирины Александровны. Это Антонова ей сама позвонила и, лишь получив согласие Марины Девовны, начала продвигать свою идею дальше.
Получив слово, Антонова первым делом поблагодарила министра за возможность продолжить работу в музее. Впрочем, отвечая на вопрос корреспондента «НГ», Владимир Мединский прояснил собравшимся, что это будущее не так уж и печально: он подписал приказ о назначении Антоновой президентом музея, соответствующие поправки в устав будут внесены. По информации «НГ», этот новый статус обеспечивает Антоновой и зарплату в музее, и закрепляет за ней автомобиль (Антонова известна еще и как страстная автомобилистка). Остается перечень полномочий, среди которых, вероятно, главным будет экспертная работа. Помимо прочего, Антонова имеет огромный авторитет в международных музейных кругах, и эта поддержка Лошак, конечно, потребуется.
Из того немногого, что не скрыто туманом обещаний решить вот-вот, в ближайшем времени, – надежды Антоновой на помощь Лошак, имеющей опыт общения с московскими властями, при строительстве музейного городка. Сама новый руководитель пообещала городок обязательно строить. Но относительно вызывавшего споры проекта Фостера–Ткаченко ответила уклончиво: что-то ей нравится, что-то нет. И  в качестве образца назвала музейные кварталы Вены и Берлина. Уклончиво прозвучал и ответ на  вопросы о возможных кадровых сокращениях внутри ГМИИ.
Очевидно, что при новом руководителе меняется политика любой институции. Курс развития музея Марина Лошак пока не определила, сказала, вникнет в курс дела – там будет видно. Но на вопрос «НГ», появится ли здесь современное искусство (которое в целом не очень жаловала Антонова), ответила, что, конечно, появится. Впрочем, направление новой политики сразу понять будет сложно. Но у нового директора есть определенная подстраховка, поскольку Ирина Александровна оставляет задел выставок. По ее словам, планы на 2–3 года сформированы. В частности, есть договоренность с Дрезденом о проведении в 2015-м выставки к юбилею возвращения в город коллекции Дрезденской картинной галереи.
Обозреватели «НГ» испытывают к Марине Лошак чувство не только искреннего уважения, но и благодарности – среди многих проектов, реализованных за год на многих ее площадках, была и выставка «Те же в Манеже», кураторами которой были мы. Однако ясно и то, что это назначение высветило очевидный кадровый кризис: год назад назначенная руководителем  МВО «Манеж» Марина Лошак почти тут же оказалась востребована на федеральном уровне. При бесконечных разговорах о кадровом резерве на всех уровнях скамейка запасных  совершенно пуста. Кроме того, при самом искреннем уважении к Марине Лошак, ее деятельности в МВО «Манеж» и в галерее «Проун», трудно не заметить, что сфера ее интересов до сих пор была связана с авангардом либо с современным искусством. Академическая классика потребует другой оптики (и других – именно лично-музейных – связей с мировыми музеями), хотя в музее Антоновой и собрана замечательная команда профессионалов.
По информации «НГ», среди немногих претендентов на место директора фигурировали, помимо Лошак, Владимир Толстой и Дмитрий Трубочкин.    
Из биографии Марины Лошак
Марина Лошак родилась в Одессе. Окончила Одесский государственный университет имени И.И. Мечникова по специальности «Классическая филология». Работала в Одесском государственном литературном музее, после переезда в Москву в 1986 году работала в Государственном музее Владимира Маяковского. С 1989 года  - куратор коллекции банка «Столичный», с 1991 года – сооснователь (вместе с Еленой Языковой и Любовью Шакс) галереи «Роза Азора». С 1998 года – руководитель PR службы банка «СБС Агро», затем атташе по культуре банка. С 1999  по 2003 год Лошак занимала должность директора Московского центра искусств на Неглинной, где организовала несколько выставок русского авангарда. С 2004 года Лошак – арт-директор галереи Гари Татинцяна. С 2007 года – сооснователь, совладелец (вместе с Марией Салиной) и арт-директор галереи «Проун» на Винзаводе. С 2012 года – арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж», в состав которого входят выставочные залы «Манеж», «Новый Манеж», «Рабочий и колхозница», «Домик Чехова», Музей-мастерская народного художника СССР Дмитрия Налбандяна и Музей Вадима Сидура. 1 июля 2013 года стало известно, что Марина Лошак назначена директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Член экспертного совета премии Кандинского, известна как коллекционер наивного искусства и головных уборов. Ее муж, Виктор Лошак, известный журналист, долгое время возглавлял журнал «Огонек». Их дочь Анна – журналист и телеведущая.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1597
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1795
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1908
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4279

Другие новости