Юрий Григорович вручает приз Игорю Цвирко, лауреату II премии конкурса. Фото с официальной страницы Большого театра в социальной сети ВКонтакте
Гала-концертом на исторической сцене Большого театра завершился XII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Гран-при жюри под председательством Юрия Григоровича решило не присуждать – не нашлось достойных.Организаторы по привычке и по должности называют Московский конкурс одним из самых авторитетных. Реальность же такова, что представителей большинства «балетных» держав (всего стран-участниц 26) в Москве давно нет. Ни французов, ни англичан, ни датчан. Из четырех немцев ни одного не смогли пропустить даже на второй тур. Из более чем 120 конкурсантов половина – россияне, 17 человек делегировала Украина, восьмерых – Бразилия. Из по-прежнему представительной японской команды (16 человек и заслуженная бронза у крепкой Хатато Рейко) не оказалось ни одной звезды, подобной безупречной по технике и манере Канеко Фуми – ее на прошлом конкурсе засудили, пропустив вперед побледневшую рядом с царственной японкой Анжелину Воронцову. Японские аккуратность и трудолюбие постояли и за Швейцарию, за которую выступала отмеченная первой премией в младшей группе Мико Фогарти. Среди немногочисленных лауреатов-иностранцев многие не такие уж иностранцы: бронзовый призер из Киргизии Эрнест Латыпов по окончании петербургской Академии имени Вагановой принят в Мариинский театр. Солистом того же театра является и представлявший Азербайджан и увенчанный конкурсным золотом в номинации «Дуэты» Тимур Аскеров. Одна из обладательниц третьей премии американка Мария Тереза Бек – ученица члена жюри, ректора Московской академии хореографии Марины Леоновой. Как и грешившая против техники и вкуса россиянка Эльвина Ибраимова (разделила золото с Мико Фогарти). Из иностранных иностранцев порадовали китайские юниоры Хэ Тхайю и Ши Юэ (разделили серебро) и многообещающая американская беби-балерина 14-летняя Жизель Бете (вторая премия). То, что мужское золото в старшей группе получит Давид Залеев из Казани, было понятно с самого начала. Обладатель Гран-при созданного Юрием Григоровичем (бессменным председателем жюри Московского конкурса) Международного конкурса «Молодой балет мира» (Сочи-2012) на меньшее претендовать и не мог. Спасибо, что объективно он на самом деле оказался лучшим в сольной номинации. Если в данном случае результат был предсказуем, то тем, кто с первого тура приметил незаурядный дуэт из труппы «Русский балет», пришлось поволноваться, отметит ли жюри Артемия Пыжова и Татьяну Болотову. Отметило. Серебром, которое в иных случаях дороже золота. Выделяющийся на общем фоне небанальной манерой обладатель не только отличных прыжка и вращения, сильных ног и рук (юноши на конкурсе в лучшем и редком случае могли похвастаться чем-то одним), Пыжов оказался докой в феерических па, покорив зал обаянием, артистизмом и музыкальностью. Виртуозным танцем и забытой сценической культурой поразила и партнерша.
Нет смысла перечислять всех призеров. И не только потому, что интересующемуся легко раздобыть эту информацию. Нынешний конкурс в целом показался обескровленным, лишенным драйва и небогатым на индивидуальности. Зачастую участники просто не имели возможности проявиться из-за непонимания амплуа, неправильно выбранного номера, а еще из-за того, что мы по-прежнему тупо заточены (простите за оксюморон) исключительно на классику. В России, если ты не классик, по большому счету ты в балете никто. И новшество вроде включения в обязательную программу народного характерного танца лишь выявляет проблему. Один из ярких примеров – обладатель скромного Почетного диплома солист Большого театра Георгий Гусев. Танцовщик редкого сегодня в балете темперамента и артистизма, но отнюдь не «принц», теряется среди множества безликих.
Но чемпионом по безликости стал конкурс хореографов. Недаром, обратившись неожиданно к залу перед вторым отделением первого дня состязания, председатель жюри пообещал: «Мало вам не покажется». Не удивительно, что первое место решили не присуждать, а для второго выбрали Олега Габышева, пробующего себя в хореографии солиста труппы Бориса Эйфмана. В его (по жанру скорее эстрадных) номерах есть хотя бы химический след замысла, понятия о композиции, есть даже юмор. Кого только не выпускают на сцену – от последнего бомжа до Николая II или Пушкина. Во всех этих «Невесомостях», «Отражениях», «Иллюзиях» и «Полетах» постановщики решают до ужаса экзистенциальные проблемы до ужаса банальными средствами, но никого не интересуют собственно проблемы движения, формы, пространства, человеческого тела в этом самом пространстве. Не понимают нынешние хореографы и того, что в собственном конкурсе и в конкурсе исполнителей (в обязательную программу входили современные номера) у них абсолютно разные задачи. В первом случае – самовыражайся. Но во втором твоя роль сугубо прикладная. В считанных минутах созданного для демонстрации возможностей исполнителя опусе не должно быть ничего лишнего. Каждое движение отобрано и обязано работать на раскрытие индивидуальности танцовщика. Так случилось в незамысловатом, но с точным пониманием задачи номере Жана Диша «Мой первый современный танец», где китайцу Хэ Тхайю автор дал возможность продемонстрировать растяжку, прыжок, координацию, вращение. Но в большинстве и здесь никто не работает с телом, все – с высокими идеями. Ни представлений о современных тенденциях, ни попыток освоить современные техники танца. В лучшем случае вприглядку: видно, кто кого насмотрелся – Начо Дуато, Уильяма Форсайта или Матса Эка. Но даже на крепкое эпигонство не хватает ни ремесла, ни таланта.