Гражданину России Жерару Депардье вручили символ Ниццы. Фото Reuters
На Лазурном берегу завершился Первый фестиваль российского кино, организованный совместными усилиями мэрии Ниццы и Госфильмофонда России. Форум был посвящен 400-летию Дома Романовых, и эта тема определила выбор фильмов: от «Петра Великого» 1909 года до «Распутина» 2011-го.Европейцы, как свидетельствует практика, проявляют самый активный интерес к старому кино. На сеансах в Синематеке Ниццы (что-то вроде нашего Музея кино), как говорится, яблоку было негде упасть: фильмы шли с французскими субтитрами, показы предваряли выступления научных сотрудников Госфильмофонда. Поэтому неудивительно, что вслед за первым фестивалем будет и второй, о чем сообщил директор Госфильмофонда Николай Бородачев. Собственно, в вопросах раннего кинематографа Франция и Россия (или, точнее, династия Романовых) оказались причудливым образом связаны. Всего через несколько месяцев после первых опытов братьев Люмьер французский оператор Камиль Сер снимал в Москве коронацию Николая II – это первый документ подобного рода в истории кино, а царь и его семья оказались первым объектом киносъемок в России. В 1913 году кинохроникеры снимали торжества к 300-летию Дома Романовых, а фирма «Т/Д Дранков и Тандыкин» презентовала фильм «Трехсотлетие царствования Дома Романовых» на целых 43 минуты – в нем, кстати, снимался Михаил Чехов. Юбилейная картина «Воцарение Дома Романовых», сделанная другим – сегодня бы сказали – продюсерским центром «А/О Ханжонков и К», воспроизводит официальную версию избрания на царство первого из династии – Михаила Романова. Показали в Синематеке и самый старый из сохранившихся фильмов (более ранние «Борис Годунов» по Пушкину и «Князь Серебряный» по Толстому утеряны) – «Петр Великий» 1909 года.
Петр Первый, кстати, был одним из «разрешенных» героев советского кинематографа (вместе с Иваном Грозным), остальные удостоятся лишь нелицеприятных эпизодов. Фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» представили в Ницце режиссер Александр Митта, а также актеры Алексей Петренко и Ирина Мазуркевич. На фестиваль привезли две картины Виталия Мельникова – «Бедный, бедный Павел» и «Царская охота». К показу картины Карена Шахназарова «Цареубийца» киностудия «Мосфильм» организовала выставку костюмов, в которых снимались актеры.
Первый император – герой самого старого из сохранившихся отечественных фильмов. Кадр из фильма «Петр Великий» |
На церемонию закрытия фестиваля из Москвы прилетел Жерар Депардье (и тут же улетел обратно), которого, кстати, публика, несмотря на насмешливое отношение к его новому паспорту (что декларировалось во французской прессе и по телевидению), очень тепло встречала. Он, в отличие от мэра Ниццы Христиана Остроги, любителя пространных речей, был краток: сказал несколько теплых слов о русской публике и представил фильм «Распутин», в котором сыграл главную роль. Депардье, как оказалось, видит в этой роли некоторые биографические черты: он рассказал, что «рос в семье, где все было проникнуто религиозностью, различными верованиями, даже магией...» «В детстве мне никогда не давали лекарств – меня лечила собственными руками, энергией моя бабушка», – продолжил актер. По словам продюсера «Распутина», это телевизионный фильм, который не задумывался для показа на большом экране. Присутствие известных актеров (императорскую чету сыграли Владимир Машков и Фанни Ардан, также снимались Константин Хабенский, Ирина Алферова, Филипп Янковский и другие) фильму на большом экране не помогло: история последних лет жизни Григория Распутина и императорской семьи поверхностная, не то русский лубок, не то мыльная опера, только вместо домохозяек и совратительниц чужих мужей – одиозный русский мужик, несчастный император да «Джеймс Бонд» вековой давности (один из убийц Распутина – сотрудник английской разведки МИ-6). Впрочем, у москвичей будет возможность самостоятельно оценить этот фильм – «Распутин» заявлен в программе закрытия Московского Международного кинофестиваля.
Ницца–Москва