0
2198
Газета Культура Интернет-версия

17.06.2013 00:01:00

Кто кого укрощает

Тэги: театр, фестиваль, неаполь


театр, фестиваль, неаполь Покорять или покоряться? Фото предоставлено Продюсерским центром Андрея Кончаловского

Премьера спектакля «Укрощение строптивой» в постановке Андрея Кончаловского прошла в рамках IV театрального фестиваля в Неаполе. Пять недель репетиций, три дня показа в набитом до отказа зале театра San Ferdinando – публика принимает инсценировку восторженно, к маэстро выстраивается очередь благодарных зрителей. Скоро спектакль отправится на гастроли по Италии, остается пожелать ему доехать до России.   

Театр San Ferdinando – место необычное (хотя есть ли в Италии обычные?): в XVIII веке он торжественно открылся оперой Чимарозы и был довольно популярной площадкой, несколько раз перестраивался, во время Второй мировой был полностью разрушен. Наверное, самый значительный период в жизни этого театра связан с веком XX – в 1954 году его выкупил и восстановил легендарный неаполитанец Эдуардо де Филиппо, здесь работал его «Театр Эдуардо». Мостик от Эдуардо де Филлипо через традиции комедии дель арте тянется и к «Укрощению строптивой»: Кончаловский поставил спектакль на итальянском языке и с итальянскими актерами, которые, по словам режиссера, традиции итальянского театра чувствуют нутром, а потому работать с ними – одно удовольствие. 

С Кончаловским мы беседуем на набережной (краем глаза замечаю российских туристов – дожидаются, чтобы взять автограф), его пригласил в Неаполь директор фестиваля и режиссер Лука де Фуско – он видел «Чайку» и «Дядю Ваню» на гастролях в Риме и в Венеции, приезжал в Москву смотреть «Три сестры», а для Неаполитанского фестиваля предложил сделать Шекспира. Кончаловский выбрал «Укрощение строптивой» – что же еще показать итальянцам, как не их самих, тем более в жанре комедии дель арте, чьи традиции развивались как раз здесь, в Неаполе.
О своем подходе к пьесе Кончаловский говорит: «Это мир Шекспира, в интерпретации – моей. Она может быть довольно живая, может быть современная или несовременная. Но она не может быть связана с таким понятием, как, например, актуальность». И продолжает: «Комедия – это риск. Ведь смех бывает разный – бывает смех снятых штанов, бывает смех от того, что люди что-то узнали, бывает смех благодарный, за любовь – за любовь артистов к своим персонажам. Для этого режиссер и существует – найти с артистами, за что они могут любить своих персонажей. И если у артиста получается передать свою любовь к персонажу, зрители очень благодарны за то, что он поделился любовью. Поэтому в комедии люди смеются не зло. В сатирической – да, в фарсе или, скажем, у Брехта. А у Шекспира люди смеются так, как смеются, скажем, у Феллини. У него нет плохих персонажей, он всех любит, как Бог». 
 
Действие пьесы Кончаловский перенес в первую половину XX века; его герои веселы и беззаботны, они, кажется, еще не знают о Муссолини и наслаждаются всеми прелестями dolce vita, они по-итальянски несдержанны, жестикулируют и, конечно, вопят друг на друга, но тут же обнимаются. Женщины одеты в платья с заниженной талией (Бьянка, разумеется, в белом, Катарина – в черном), из-под которых то и дело пикантно выглядывают чулки, мужчины – в элегантные костюмы и широкополые шляпы. Они пьют вино и слушают патефон – итальянцы в зале мгновенно узнают голос актера Витторио де Сикка и даже подпевают. Песню Кончаловский наверняка выбрал не случайно: она звучит в фильме Марио Камерини «Что за подлецы мужчины!», который, уже судя по названию, все о том же укрощении строптивых.
В сценографии Кончаловский ориентировался на итальянского сюрреалиста Джорджо де Кирико, его изображения итальянских площадей, подправленные видеохудожником (например, появляется рука и с грохотом передвигает дома), собственно, и есть основная декорация. И, конечно, в традициях театра Кончаловского – гримерные столики и кронштейны с костюмами: артисты, даже те, которые появятся только в финале, все время на сцене, помогают переодеваться коллегам или же просто наблюдают. 
 
Кончаловский посмотрел сотню актеров и наверняка искал (кроме профессионализма, конечно) фактуру: Баптиста – вылитый Сальвадор Дали (с такими же закрученными вверх тонкими усами), Гортензио – воплощение военной стати, подчеркнутой грубым, словно выточенным из камня лицом с выдающимся подбородком, что каждый раз заставляет зал хохотать, когда тот попадает в нелепые ситуации, у Люценцио булькающий смех (и, кажется, он только и делает, что хохочет, когда не маневрирует по направлению к Бьянке). Старикашка Гремио до того тугодум, что то и дело замирает на полуслове, так что собеседник вынужден постучать по его котелку, чтоб тот очнулся. Бьянка – милашка, Катарина (замечательная Маша Музи) – словно лицо с открытки, что бережно хранят поклонники известных актрис. Она картинна и манерна, а характерный, с хрипотцой, голос довершает образ стервы, которая – ха-ха! – укротила-таки Петруччио (блестящая работа Федерико Ванни), о чем красноречиво говорит финальная поза, где якобы покоренная женушка оседлала счастливого муженька, наивно полагающего, что победителем в этой схватке вышел он. «А вам приходилось кого-нибудь укрощать?» – спрашиваю Кончаловского. «Всегда – только себя...»     
 Неаполь 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1756
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3723
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2777
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2269

Другие новости