Прерафаэлиты выпустили в свет героев томных, манерно-хрупких, уязвимых в нарочитом стремлении производить впечатление и - откровенно эротичных. Фото автора.
Гордость англичан, Братство прерафаэлитов у нас широкой публике - как раз в силу того, что ни разу коллективной их выставки в Россию не привозили - известно не очень хорошо. Но творчество их наверняка придется по вкусу зрителям за поставленное во главу угла стремление к красоте. Конечно, интерес к нынешней экспозиции подогревает еще и то, что к нам она «завернула» в рамках турне - только что из Вашингтонской Национальной галереи, а после Москвы отправится в Японию. Начался же этот вояж в Tate Britain, оттуда мы получили название проекта «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и гордое сообщение о том, что экспозиция стала второй по посещаемости за всю историю лондонской галереи. Хотя там показали свыше полутора сотен работ, а к нам из государственных и частных английских и американских коллекций привезли больше 80 - многие музеи не отпускают своих прерафаэлитов на гастроли. Директор ГМИИ Ирина Антонова мечтала о таком показе 20 лет, и готовили его 5 лет. Идя теперь по залам, думаешь, бывает ли красивость избыточной?..
Пока по материковой Европе катились волны революции, в 1848-м трое художников-остро
Те попадали в истории с королем Артуром, в ожившие литературные сцены от Чосера и Шекспира (одно из программных полотен прерафаэлитов - миллесовская «Офелия», эффектно аранжированная зеленью пруда, и с цветами, выплывшими из мертвых рук) до современников.
Мечтавшие вернуть позднеготический
Сама выставка движется мерным шествием, шуршанием старинных одежд, беспрестанно прерываемым паузами эффектных поз. Часто наши музейные показы упрекают в отсутствии структуры, непроработанном маршруте - сейчас о нас решили позаботиться. Шесть разделов - и вновь с печатью романтической недосказанности. Начинается все «Спасением» (религиозные сюжеты, средь которых вдруг затесалась «Невеста» предшественника прерафаэлитов Теодора фон Хольста, которая вот-вот умрет, чтобы не выходить замуж за старика - ироничный ход). Дальше следуют «Образы прошлого» (исторические мотивы), «Природа» (оно и понятно - пейзажи), «Красота» (неясно, зачем было повторяться, если все прерафаэлиты преимущественно про это и были), «Поэтическая живопись» (акварели) и «Утопия». Водоразделы, впрочем, весьма приблизительны. Не скажешь сразу, отчего обзаведшийся с Фордом Мэдоксом Брауном, Эдвардом Берн-Джонсом и Россетти собственной фирмой по изготовлению витражей, фресок и просто предметов интерьера Уильям Моррис с выставленными тут образцами обоев и шпалер проходил в разделе утопии. Вот же - искусство, предваряющие ар нуво, отправлено если уж не в массы, так точно в жизнь.
Некоторое неудобство связано и с этикетажем. С одной стороны, подписи лаконичны (здесь не указана техника работ, и если с живописью все понятно, то графика иногда вызывает вопросы), с другой, пояснения порой… чересчур добросовестны. Ну, скажем, Джон Миллес берется писать картину по поэме Ковентри Патмора «Дочь дровосека». Произведение повествует о трагически закончившейся из-за социального неравенства любви, но художник выбрал сюжет лиричный и сладостно-сентим
Вообще, программная установка прерафаэлитов на серьезность и искренность как раз и мешают их так - серьезно и искренне - воспринимать. Подзаголовок названия «Викторианский авангард», конечно, манит тропкой меж чопорностью нравов и стремлением вырваться за рамки принятых норм, но выглядит явным (ради красного словца сделанным?) преувеличением. В погоне за вольностью без академических догм они попали в неволю собственных установок. Стали узнаваемо, предсказуемо эффектны. Отсюда - один шаг не только до ар нуво (который эстетически их сильно обгонет - может, в силу возвращения к большей условности), но и рукой подать до той самой академичности, салонности. Выяснилось это довольно скоро, уже через пять лет после основания братства Миллес вступил в Академию.
Впрочем, нерасторопные и красочные, как сновидения работы прерафаэлитов составляют внушительный сборник поз, жестов и исторических нарядов, становящийся пособием по тому, как держаться, чтобы издалека в модели была видна романтическая грусть. И для летнего сезона искусство что надо - умеет произвести впечатление, легкое по характеру и необременительно