0
3291
Газета Культура Интернет-версия

10.06.2013 00:01:00

Игорь-дайджест

Тэги: большой театр, опера, юрий любимов


большой театр, опера, юрий любимов Аплодисменты после премьеры. Каталин и Юрий Любимовы. Фото Константина Ремчукова

Накануне премьеры оперы Бородина «Князь Игорь» в социальной сети появился призыв устроить флешмоб – спеть хором из зала знаменитую арию Кончака, которую, как известно, режиссер Юрий Любимов из своей версии вычеркнул, впрочем, как и многие другие известные фрагменты оперы. Она стала на полтора часа короче. Конечно, идея была высказана в шутку, но скорее всего именно редакция партитуры станет коренной причиной, по которой профессиональному сообществу будет сложно принять новую версию оперы Бородина.
Нет, критики отнюдь не снобы – на манипуляции с партитурой, к сожалению, спровоцировал автор. Два десятка лет работы, постоянные упреки и уговоры друзей, готовых стоять над душой, ловить каждый исписанный лист и прикреплять его к натянутой прямо в комнате бельевой веревке (химик Бородин придумал состав для сохранения карандашной записи), издатель Беляев даже заплатил аванс… Но опера осталась незаконченной: Римский-Корсаков и Глазунов сразу же после смерти автора (он скоропостижно скончался прямо во время карнавала у себя дома, и врачи после вскрытия недоумевали, как Бородин вообще жил с таким изношенным сердцем) собрали все наброски и завершили «Князя Игоря». Наверное, самая большая трудность, с которой они столкнулись, заключалась в рыхлой драматургии. Именно поэтому постановщики позволяют перестановки, иногда кардинальные.
В прошлом году в Екатеринбурге по настоятельному предложению дирижера Александра Лазарева осуществили версию, когда-то одобренную Борисом Покровским (тот, в свою очередь, нашел ее в первоначальном плане, предложенном Владимиром Стасовым Бородину): опера заканчивается свадьбой Владимира Игоревича и Кончаковны под половецкие пляски: у Бородина женитьбы не было, а танцевальный дивертисмент шел во втором акте.
Юрий Любимов и вслед за ним Павел Карманов, осуществивший музыкальную редакцию партитуры, предлагают не столько оперу, сколько некий дайджест: все действительно пространные места, многое объясняющие в поступках и мотивациях героев и заметно обогащающие их образы (взять хотя бы князя Галицкого), вычеркнуты. Пролог сокращен до хора «Слава» и сцены затмения, по сольному номеру получили властная Кончаковна, то и дело хлестко взмахивающая нагайкой, и Владимир; их же полный истомы любовный дуэт сократился до росчерка кларнета, на фоне которого герои наспех поцеловались да убежали за сцену.  Князю Игорю сохранили его знаменитую арию, а хан Кончак появился, только чтоб устроить пленнику роскошное зрелище. Половецкие пляски идут в хореографии Касьяна Голейзовского образца 1933 года (автор возобновления Юрий Григорович), на этом настоял режиссер, и слава богу.
Исполнитель партии Кончака Валерий Гильманов сказал, что Любимов ставил ему задачу: Кончак должен вести себя так, чтобы любыми средствами добиться свадьбы. Только вот, вычеркнув арию, этой возможности исполнителя напрочь лишил. Ибо в следующий раз грозный хан появляется после антракта с жестокой песней завоевателя, опьяненного победой. То же и Владимир Маторин о своем герое: «Князь Галицкий не просто пьяница и гуляка, он дальновидный политик». Да только в его характеристике, которая в редакции Любимова сводится к пьянству и воровству девок, он скорее антиполитик; благодаря такой «дальновидности» и бытовали в то время междоусобицы.
Князю Игорю вернули его вторую арию, что как раз часто остается за скобками постановок: держа меч как святыню, он мысленно обращается к русским князьям с просьбой объединиться и, наконец, выдворить врага. Видимо, вот та точка, что развернула на 180 градусов заявленную в прологе концепцию. Хор «Слава» в прологе не поют – воют, жены виснут на мужьях, зная, предчувствуя, что те обречены на смерть в предстоящем походе. Решимости Игоря идти в поход в этот момент не сочувствуешь – напротив, его непоколебимость, в то время когда народ бросается к нему с мольбой отложить бой, вызывает скорее осуждение. Тем более что поход прекращается через пару минут – наступление половцев с земли и с неба (по канатам, как в боевиках, спустились люди в черном) молниеносно, прямо под занавес пролога. Но Любимов решает закончить спектакль тем же хором «Слава», но в новом, торжественном звучании, с колокольным звоном, и Игорь, еле добравшийся до разоренного Путивля, получает благословение на новый бой. Только мысль об объединении  или даже единении, актуальная, надо сказать, и сегодня, может объяснить такой финал.  
Сценография Зиновия Марголина аскетична и символична: круг, полумесяц, крест, каменные истуканы, телеги, деревянные балки княжеских покоев. Атмосферу рисуют световые нюансы (художник по свету Дамир Исмагилов): теплое манящее золото половецкого стана, напряженный алеющий рассвет перед побегом Игоря, серая дымка реки, где в отчаянии поет свой плач Ярославна, гигантские тени захватчиков, надвигающиеся на войско Игоря…
Впечатления от исполнения крайне неоднозначные. Театр, где с блеском прошли две итальянские оперы, можно сказать, провалился на хрестоматийной русской классике. В первом составе буквально не за кого зацепиться, голоса средние, владение ими порой ниже среднего… Эльчин Азизов, исполняющий заглавную партию, пока что во всяком случае, не владеет смысловой интонацией (это, кстати, и недоработка дирижера): с одинаковым отношением поет и про гибель полков, и про позорный плен, и про голубку-жену, и про врага, и про родину…  У Елены Поповской подходящий для русской княгини ясный тембр, недаром она уже в нескольких постановках спела эту партию; певица без труда берет и удерживает высокие ноты, но все-таки довольно плотное вибрато мешает чистоте восприятия. У Валерия Гильманова, кажется, проблемы с голосом, Владимир Маторин  «выезжает» на артистичности, правда, иногда модулирует в клоунаду. Более ровно выступили Светлана Шилова (Кончаковна) и Роман Шулаков (Владимир  Игоревич).
Василий Синайский сказал, что к музыке Бородина относится доброжелательно – так же и исполняет доброжелательно: стройно, но вяло, без искорки, без упоительной лирики; а хоровые сцены вообще развалились.        
Продолжение темы

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1763
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3729
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2786
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2273

Другие новости