Под конец показали "Географа" - и стало не так тоскливо. На фото - кадр из фильма "Географ глобус пропил".
Победителем 24-го «Кинотавра» стал Александр Велединский с фильмом «Географ глобус пропил», а исполнитель главной роли Константин Хабенский удостоен приза за лучшую мужскую роль. Еще фильм отмечен призом жюри кинопрокатчиков и наградой за лучшую музыку – ее написал для картины участник группы «Аквариум» Алексей Зубарев. Победа фильма по многим фронтам закономерна и даже бесспорна. «Географ» - пронзительная человеческая история, изложенная Велединским с гармоничным соотношением лирики, юмора и мудрой печали.
Такого дружного ликования зала давно не приходилось наблюдать – группу фильма «Географ глобус пропил» сочинский зал провожал со сцены бурными овациями и восторженным гулом. Казалось, на Велединского и его актеров обрушилась волна зрительской благодарности – ведь на фоне большинства остальных фильмов конкурса их обаятельная, проникновенная картина и впрямь оказалась глотком свежего воздуха. Приз впервые собранного в Сочи отдельного жюри кинопрокатчиков лишь подтверждает дефицит таких фильмов – потенциально привлекательных для разных зрительских групп. Накануне награждения, на пресс-конференции между Велединским и его продюсерами чуть не разгорелся прилюдный конфликт. Режиссер сообщил, что за его спиной из картины вырезали 15 минут, якобы для того, чтобы угодить как раз прокатчикам – под формат, дескать, надо подстроиться. У продюсеров своя правда: хочешь продать фильм в кинотеатры – изволь прогибаться под требования показчиков. Хочется верить, триумф фильма в Сочи и тот факт, что его отметили еще и члены жюри кинопрокатчиков (а они, естественно, смотрели режиссерскую, полную версию, как и все гости фестиваля) укрепит в позицию автора в его споре с продюсерами, и фильм выйдет на экраны в том виде, в каком его так полюбила публика 24-го «Кинотавра».
Призом за режиссуру неожиданно отмечен единственный неигровой фильм основного конкурса – «Труба» Виталия Манского. Он же получил приз гильдии киноведов и кинокритиков. Председатель жюри, мэтр отечественной кинорежиссуры Александр Митта сказал, что невозможно было пройти мимо этой картины – она как никакая другая полна рефлексий по поводу социально-политического контекста нашей жизни. Это правда, и решение жюри отвести ей вторую призовую позицию достойно уважения.
Юлия Ауг признана лучшей актрисой. Уточним: за роль в фильме «Интимные места» режиссеров-дебютантов Натальи Меркуловой и Алексея Чупова (еще раз актриса появилась на экране «Кинотавра» в фильме Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари»). Она сыграла в картине мымру в сером костюме, председательницу общественного комитета по нравственности. Днем она заседает в безликих кабинетах, борется со всяческими попытками нарушить мораль, а вечерами, вернувшись в свою пустую квартиру, старается удовлетворить женский плотский голод с помощью вибратора на батарейках. Такой вот юмор продемонстрировали авторы сценария и постановщики фильма «Интимные места», премированные большим жюри как авторы лучшего дебюта, а также получившие диплом от кинокритиков – что, на наш взгляд, составило излишний и преждевременный аванс.
Руководители фестиваля Александр Роднянский и Федор Бондарчук закрывали 24-й «Кинотавр» в надежде на особенное внимание государства к следующему – юбилейному, 25-му смотру российского кино. Четверть века – не шуточная цифра по меркам кинофестивального движения, где так много возникает и умирает смотров-однодневок. Много на этом «Кинотавре» говорили, спорили о перспективах отечественного кинематографа, все больше в траурных тонах. Но вот под конец показали «Географа» - и стало как-то не так тоскливо. «Никакие призывы, мантры относительно будущего нашего кино не сработают, если не будет в нем одаренных людей», - справедливо заметил в своей финальной речи Роднянский. Впрочем, не впадая в благодушие, заметим: повезло 24-му «Кинотавру», что в их поле оказался фильм Велединского. Не случись такого, настроение на выходе было бы, наверное, много мрачнее…
Сочи