Духовной жаждою томим... Кадр из фильма «Жажда»
По сравнению с прошлыми годами зрителей в зале Зимнего театра стало меньше – кажется, из предолимпийского Сочи схлынули как жители, так и отдыхающие. Но участники и гости «Кинотавра» исправно посещают показы фестиваля. Самым серьезным предметом для размышлений пока видится документальный фильм Виталия Манского «Труба», а наиболее дружные аплодисменты звучали на финальных титрах дебютной картины Дмитрия Тюрина «Жажда», снятой по одноименному роману Андрея Геласимова.Включение в конкурс игрового кино документальных, анимационных фильмов – фестивальная практика последних лет. Считается, что границы между видами кинематографа постепенно стираются. «Труба» – неспешное двухчасовое роуд-муви, «маршрут» которого проложен вдоль газопровода Западная Сибирь – Западная Европа. Он начинается в заснеженных землях хантов, а заканчивается в объятом карнавалом Кельне. Проходит сквозь Россию, Украину, Беларусь, Чехию, Германию. В Европе жизнь на прилегающих к «трубе» территориях так же комфортна, как и в других местах, а вот в постсоветской зоне вдоль золотоносного провода живут люди в диких, порой нечеловеческих условиях. «В нашем фильме нет ни одного разрушенного дома, храма, человека, получившего вчера зарплату и спящего в луже, – заметил на пресс-конференции Виталий Манский. – Хотя, как вы понимаете, всего этого мы навидались за время съемок». Но есть бабулька-трактористка и ее сын-инвалид – смиренные страстотерпцы, чьи мечты ограничены тем, чтобы давали каждый день электричество хоть на пару часов и картошка бы уродилась на огороде. «День прожили – и слава богу, ближе к смерти». Есть шаркающие старики-ветераны в маленьком западноукраинском городке, которым на 9 мая «включают» вечный огонь (а после праздника быстро выковыривают из-под плиты газовый баллон и увозят в неизвестном направлении). Есть усталые работяги, чьи жизни проходят в горячем цеху и в каптерке, где с плаката смотрит президент Путин: «Тебе жить в этой стране». 50% бюджета этой страны, по официальному признанию этого самого президента Путина, состоит из выручки за газ. Манский не раз оговорился, что массу впечатлений, оставшихся за кадром, готов подарить своим коллегам – тем документалистам, что более него заряжены публицистически. Но и его «Трубу» не назовешь аполитичным наблюдением. Между сюжетами о жизни простых людей – заставки с видами красивых и сложных переплетений труб, кранов, циферблатов. Течет газ, а людям вокруг легче не живется.
На «Кинотавре» всегда возникают новые имена, причем не только в секции молодежного короткого метра. В основном конкурсе свой первый фильм представил Дмитрий Тюрин, до того работавший в жанре сериала. И черты сериала есть в его «Жажде», но в целом это достойный, внятный дебют. Образ солдата, вернувшегося с чеченской войны и не находящего себе места в мирной жизни, периодически возникает в нашем кино, а в романе Александра Геласимова и в фильме Тюрина этих солдат несколько. Когда-то они горели в одном БТРе, а теперь пытаются преуспеть, промышляют какими-то полукриминальными делами, но держатся вместе. Хорошо, что в «Жажде» обошлись одним «медийным лицом» – отца главного героя, благополучного штабного полковника, сыграл Алексей Гуськов, а на роли парней – бывших солдат нашли небанальных молодых актеров, среди которых особенно выделяется Роман Курицын. Он сыграл обаятельного приблатненного ловеласа Генку, сыграл как-то вкусно, броско, несколько даже потеснив на экране главного героя Костю в исполнении Михаила Грубова.
Довольно спокойное течение 24-го «Кинотавра» всколыхнул лишь приезд Ксении Собчак и Максима Виторгана. Первая задействована в фильме «Роман с кокаином», мемориальный показ которого устроили в один из вечеров. Режиссера Геннадия Сидорова нет в живых вот уже два года, картину доводили за него другие люди. И, думается, то, что было показано в Сочи, все-таки не стоит считать фильмом Сидорова – человека талантливого. Он мечтал экранизировать роман таинственного М. Агеева со студенческих времен. В нынешней версии «Роман с кокаином» вряд ли ждет успех, несмотря на участие в нем Собчак. А о «достоинствах» фильма «Отдать концы», в котором снялся супруг дивы Максим Виторган, мы уже не раз писали, повторяться вряд ли стоит. Увы, но кинематографический опыт каждого из звездных супругов пока удачным не назовешь.
Сочи