Кадр из фильма Weekend. Фото с официального сайта фестиваля "Кинотавр"
Конкурс «Кинотавра» открыла лента Таисии Игуменцевой, но до того гостям открытия 24-го кинофестиваля представили малобюджетный мюзикл «По ком плачет камера».Алексей Кортнев периодически покидал пост ведущего и перевоплощался в Продюсера, озабоченного поиском то сюжета, то денег на воплощение этого сюжета. Персонажами мюзикла также стали Режиссер – гений артхауса и Режиссер – король мейнстрима, Актриса – спутница Продюсера и, собственно, сам Зритель – человек в тапочках, сидящий у телевизора. Кинодеятели старались последнего обаять, разжалобить, а Зритель отбивался: «Сделайте нормальное кино, я его смотреть готов давно!» И пенял авторам «авторского» кинематографа на излишнюю заумность. В остроумии авторам сценария шуточного мюзикла не откажешь – они прошлись по болевым точкам в отечественной киноиндустрии. Например, по нелепому стремлению придать финансируемым государством фильмам правильное идеологическое направление. По смутным отношениям между Фондом кино и кинематографическим департаментом Минкульта.
Печаль вызвал не сам озорной спектакль, а то, что он подтвердил ощущение: публика завязла в своей идиосинкразии по отношению к любому экранному произведению, хоть сколько-нибудь иному, не похожему на аттракцион. «Кому тут нужен Ким Ки Дук, когда есть Федор Бондарчук?» – задавалась саркастическим вопросом актриса из мюзикла «По ком плачет камера». Впрочем, Федор Бондарчук (председатель попечительского совета «Кинотавра») потом вышел на сцену Зимнего театра, чтобы зачитать приветствие фестивалю от Дмитрия Медведева. И чтобы вместе с президентом смотра Александром Роднянским вручить первый приз – за вклад в развитие отечественного кинематографа режиссеру Александру Митте (он же возглавил жюри основного конкурса 24-го «Кинотавра»).
Горячо приветствовали и Станислава Говорухина, и команду его нового фильма Weekend – картину показали после церемонии открытия. Этот черно-белый фильм – «привет» хрестоматийному детективу Луи Маля «Лифт на эшафот» 1957 года. Авторское преклонение перед эстетикой кинонуара 40-х – 50-х очевидно. Фильм снят оператором-классиком Юрием Клименко, и по нынешним временам это правда эстетское зрелище. Можно было бы назвать Weekend удачей мастеров, если бы не чрезмерность в любовании обнаженными девичьими телами.
Вчера в конкурсе «Кинотавра» первым показали фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы» – полнометражный дебют обладательницы Гран-при прошлогоднего каннского соревнования короткометражек. Нынешняя картина тоже была показана в Каннах и успела вызвать там недоумение и российских, и зарубежных критиков. «Отдать концы» – слабый фильм, с какой стороны ни возьми: неинтересный, претенциозный сценарий, ученически наивная композиция, размашистая театральность игры актеров. Камера практически все время стоит на месте, и исполнители входят в кадр, как на сцену из кулисы – так снимали первопроходцы кинематографа. Однако создатели фильма держатся бодро.
Сочи