Вампирам-декадентам ничто человеческое не чуждо. Кадр из фильма «Выживут только любовники»
В воскресенье вечером завершил работу 66-й Каннский кинофестиваль. Он уже вошел в историю как самый дождливый за все годы своего существования. Открывал его громкий голливудский фильм о большой американской мечте («Великий Гэтсби» База Лурмана), закрывал – французский фильм о жизни чернокожих и белых граждан ЮАР («Зулу» Жерома Салля). В основном конкурсе нашлось место картинам о геях и лесбиянках. То есть по части политкорректности, толерантности и широты географии не подкопаешься. Но вот какого-то взрыва, поворота не произошло.О призовом раскладе расскажем завтра – когда верстался этот номер, церемония закрытия фестиваля еще не началась. На наш же взгляд, лучшие фильмы в нынешнем Каннском конкурсе – американские: «Внутри Льюина Дэвиса» Итана и Джоэла Коэнов, «Небраска» Александра Пейна, «Выживут только любовники» Джима Джармуша. Имена не новые, да и открытий мастера не сделали в нынешних своих картинах, но все же планку, фирменный уровень каждый из них держит безупречно. Всего американских фильмов в главном соревновании было пять, французских – шесть. Смелая и полная откровенных эротических сцен картина французского режиссера Абделатифа Кешиша «Синий – самый теплый цвет» накануне раздачи главных наград получила приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы). Критики всегда склонны поощрять радикальные жесты, а фильм Кешиша, конечно, небанальная история любви. Роман старшеклассницы Адель и богемной художницы Эммы разворачивается на фоне многотысячных французских демонстраций в защиту прав граждан нетрадиционной ориентации. Один за другим парламенты европейских стран принимают законы о возможности усыновления однополыми партнерами детей, и в такой ситуации фильм Кешиша «выстрелил» с особым резонансом. К тому же художницу Эмму сыграла Леа Сейду – одна из самых востребованных актрис французского кино, задействованная даже американскими режиссерами (она снялась в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино, в «Робин Гуде» Ридли Скотта). Ее партнерша Адель Экзаркопулос еще совсем молода, но отнюдь не проигрывает на фоне звезды. Французское кино всегда может похвастаться отличными актерами – героями-любовниками и настоящими красавицами. Экзаркопулос и Марин Вакт из конкурсного фильма Франсуа Озона «Молода и красива» – две новые звездочки, засиявшие на Лазурном Берегу. Им шлют привет красавицы постарше: в своем же фильме «Замок в Италии» сыграла Валерия Бруни-Тедески, Кьяра Мастроянни снялась в картине Клер Дэни «Ублюдки», а Эмманюэль Сенье – в философской комедии своего мужа Романа Полански «Венера в мехах». Роль женщины во французском кино велика, как ни в каком другом – все вертится вокруг нее, загадочной, порывистой, соблазнительной. Флирт, любовь, страсть – французы и француженки не устают рассматривать эти вечные игры с неослабевающим интересом.
Российского кино было на нынешнем Каннском фестивале отчаянно мало, не раз приходилось слышать от зарубежных коллег вопросы: что случилось? Помимо фильма Таисии Игуменцевой «Отдать концы», принятого с недоумением, в «Неделе критики» участвовала картина Юрия Быкова «Майор». Зал оставался полным до конца (при наличии здесь огромного количества параллельных альтернатив это уже хороший показатель), а в конце публика аплодировала. Как в «Счастье моем» Сергея Лозницы, «Долгой счастливой жизни» Бориса Хлебникова, в фильме Быкова есть Россия «за МКАДом», есть негероические герои – например рязанские милиционеры. Молодой режиссер перед показом попросил отнестись к его фильму как к драме отдельно взятого человека, стоящего перед нравственным выбором, а не как к «претензии» по поводу состояния дел в стране. Однако фактуру провинциального коррупционного болота не спрячешь, она есть. Несмотря на многие драматургические проколы и чрезмерное самовыражение неукрощенных актеров, «Майор» достоин разговора, показа не только фестивального, но и широкого. Согласитесь, не каждый день нашему вниманию предлагают сюжеты о том, как в милиционере заговорила совесть.
Совесть и развитие технологий удерживают современных вампиров от необходимости кусать людей – так считает Джим Джармуш, предложивший вниманию каннской публики отличный сюжет из жизни кровопийц-декадентов в исполнении Тильды Суинтон, Тома Хиддлстона и Миа Васиковски. «Выживут только любовники» – остроумная и печальная фантазия про обаятельных вампиров, рассеянных по миру. Однажды они собираются вместе и мило проводят время в тесном кругу, пока не пресекается со смертью поставщика канал мирной добычи свежей крови из больничных холодильников. Тогда им ничего другого не остается, как опять выйти на ночные улицы в поисках новых жертв. Полнолуние только усиливает их тоску и жажду крови. Так сложилось, что в Каннах фильм демонстрировали как раз в тот вечер, когда луна вошла в самую полную фазу и встречала публику на выходе с показа во всем своем белом великолепии. Кто-то в шутку на нее завыл.
Канны