Фото с информационного портала Департамента культуры города Москвы
Не зря на сайте акции, прошедшей в субботу по инициативе Департамента культуры, сказано, что 18 мая стало «самым «музейным» днем года», именно так, в кавычках. Больше двух сотен участников. Музеи работали допоздна, а многие галереи – так даже до утра. Экскурсии, детские программы, перформансы, концерты – общий мотив музейного праздника на многих площадках. Перечень услуг понятен – люди приходят хорошо провести время, и вопрос в том, насколько это соотносится со словом «музейный». И министр культуры России Владимир Мединский, посетив сразу несколько музеев, предложил эти «ночи» проводить почаще – раз в квартал, например.Символом «Ночи» стал мерцающий заяц из видео Филиппа Паррено Invisibleboy. Уж не знаешь, чем объяснить, что персонаж этот – пришелец. Впрочем, те, кто в этот день одаривает художественные площадки повышенным вниманием, действительно напоминают нашествие пришельцев. Завлекают народ как могут – давно уже организаторам кажется недостаточно продленного дня и бесплатного входа в музей – ширится круг участников, устраивают кинопоказы, в Парке Горького обещали музыкальную классику, Манеж после полуночи звал на впервые приехавший в Москву венский фестиваль sound: frame. Пустили бесплатный транспорт, по городу, по музеям всех профилей, по театрам водили экскурсии. Это интересно – как интересно, когда цирковые артисты вдруг устраивают представление перед Пушкинским музеем. Но по традиции навещаешь и арт-кластеры. А вот там энергия как-то иссякла.
На Винзаводе, отмечавшем День музеев вечером вернисажей, некоторые галеристы, видно, не пожелав идти строем, открыли выставки не в субботу, а загодя. Неподалеку от Центра современного искусства стояли полицейские машины, у входа встречали стражи порядка и рамки-металлодетекторы, а на площади арт-кластера звучало нечто странное из 80-х, и в сетчатых диванах оказались не только тинейджеры, но и люди старшего поколения. Главная выставка вечера – медитативные видео и сиреневые абстрактные холсты Виктора Алимпиева, участника основного проекта 55-й Венецианской биеннале. На ARTPLAY народу больше было не на выставках, а снаружи, на импровизированной ярмарочной площади с hand made и с едой. Причем на сайте «Ночи» было заявлено, что кормить будут и бездомных с вокзалов – звучит довольно цинично…
Видимо, в качестве более светского аналога экскурсиям устроили флешмоб – первый «Ночной музейный поход» стартовал от Галереи на Солянке и добрался до Третьяковки на Крымском Валу (в музей еще стояла длинная очередь). Невольно сравниваешь его с прошлогодним Шествием художников, одним из главных организаторов которого был Юрий Самодуров. Тогда по бульварам они возили свои работы, и это было жестом свободы с политическим оттенком. Теперь «представители десятков культур и национальных сообществ Москвы» сделали выборку галерей и музеев – да лихо, с речевками-музыкой-танцами (особенно старались барабанщики), то славили Галерею на Солянке (она избавит от ветрянки), то представители бывших союзных республик зазывали в Политехнический, в Музей Востока, то ватага Петров рекламировала церетелиевский памятник, то люди в вычурно сдвинутых набок беретах – Союз художников… Московский музей современного искусства представляли красивые грузинские юноши с репродукцией Пиросмани и, например, усатые Сальвадоры Дали. Но самыми загадочными оказались подростки в седых париках, черных очках и кожанках, примкнувшие к процессии у Музея Маяковского. Когда через два часа бойкая администраторша крикнула, чтоб Уорхолы держались вместе, ситуация прояснилась, но не спрашивайте, как они связаны с поэтом.
Если прошлогоднее Шествие художников полиция пыталась остановить уже на старте (они «помешали» движению в пустом Милютинском переулке), то сейчас поход, в начале которого пустили таджикских рабочих в оранжевой форме и правоохранительные авто, чтоб ограничивали движение машин, – сам шел поперек улиц. Впрочем, шествия все-таки вызывают в нашей стране тревогу, и даже это, потомок советских парадов, живых пирамид и прочего, демонстрирующего благополучие и крепкую дружбу народов, остановил в Столешниковом мрачный ОМОН. Но поскольку все обошлось, двинулись дальше. Когда вдали нарисовался храм Христа Спасителя, оркестр почему-то грянул «А нам все равно», но мимо собора прошли тихо (лишь кто-то из толпы кинул про Pussy Riot's church). После каждой остановки хотелось уже уйти, но – и тащить тяжело, и бросить жалко – тлела надежда: будет что-нибудь и про сами музеи. Их благополучно миновали, не зайдя ни в один.
Каждый год после музейной акции остаются самые дурацкие вопросы. Почему музейная, если ночью клубятся в галереях, а большинство музеев закрывается? Зачем столько сил тратить, например, на этот поход, музейного «заряда» не несущий? Все вместе становится сродни Дню города (охраны только поменьше, но без нее не обошлось), превращается в демонстрацию (внешнего) изобилия, но работает ли это (или что из показанного работает) на отдаленную перспективу – заинтересовать музейным миром в будни или так и будут завсегдатаи встречаться по праздникам, отправляя Instagram-отчеты в соцсети. Музеи, известно, посещает небольшой процент населения, так может, и сделать строже отбор чего-то нового именно для них, а ярмарки и походы отложить до другого случая?..
Больше всего запомнилась другая картина, то ли из музейной, то ли просто – из жизни. На Патриарших Александр Филиппенко читает «Мастера и Маргариту», идет дождь, кто-то под зонтом, он – просто в кепи. Его слушают, окружив плотным кольцом.