0
9909
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2013 00:01:00

Экстраультрасупермедиа-учебно-театральная новая сцена Александринского театра

Тэги: петербург, александринский театр


петербург, александринский театр Телеканал «Культура» уже успел показать репетици Инженерного театра АХЕ на новой сцене-трансформере. Кадр из новостного сюжета телеканала «Культура»

В среду вечером медиашоу под названием «ТЦ Достоевский» в Санкт-Петербурге открыли новую сцену Александринского театра. Художественным руководителем этого действа стал недавно назначенный худруком БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий, а накануне на главной сцене театра коллективным сочинением под названием «Невский проспект» открыли традиционный фестиваль «Александринский».
Совсем уж традиционным нынешний фестиваль никак не назовешь: до сих пор все шесть фестивалей проводили осенью, а нынешний перенесли на май, чтобы открытие фестиваля совпало с открытием новой сцены театра, и на этой новой сцене в ближайшие дни уже сыграют фестивальные спектакли. В частности, «Старуху» Хармса из Национального театра Латвии и «Танец Дели» Ивана Вырыпаева и в его же собственноручной постановке – спектакль Театра Народовы из Варшавы.
Церемонию открытия поручили Андрею Могучему, а он, в свою очередь, главную экспериментальную сцену отдал своим старым товарищам из Инженерного театра АХЕ. Вообще в новом пространстве, официально открывшемся в среду вечером медиашоу и инсталляцией и перформансами под одним общим названием «ТЦ Достоевский», говорить о той или другой сцене трудно. Да, в этих трех корпусах, построенных для образования, для экспериментального театра и для медиацентра, есть специально выгороженные два театральных зала, но играть можно – везде, первое же впечатление, которое охватывает входящего: ой, а ведь и здесь, в фойе, – тоже все как будто специально организовано так, что сценой может оказаться вот эта площадка вокруг напоминающего двор-колодец проема, открывающего вид на нижние этажи. Кто видел, наверняка вспомнит, как Игорь Яцко однажды устроил суточный театральный марафон на Bloomsday и сутки напролет читал и разыгрывал сцены из «Улисса» во всех залах и уголках «Школы драматического искусства» на Сретенке, открывая безусловную театральность каждого здешнего угла. Андрей Могучий, с которым я тут же поделился своими первыми впечатлениями, мгновенно парировал – ребята из Инженерного театра АХЕ, когда вошли, первым делом захотели играть в лифтах – стеклянных, прозрачных. Но им в итоге отдали большую экспериментальную сцену.
За день до открытия еще недавно зам, а ныне – советник художественного руководителя Александринского театра и ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Александр Чепуров провел экскурсию для преподавателей своей академии, которых больше всего волновал, мне показалось, вопрос: когда же здесь начнутся занятия, а главное – для кого? Разумеется, об этом спрашивали, когда проходили по фантастически укомплектованным разнообразной техникой аудиториям и учебным модулям, легко разворачивающимся в учебные театральные площадки.
Вообще история этой новой сцены по-своему уникальная. Мечтали о ней давно, здесь, в углу площади Островского, располагались мастерские театра, на антресолях которых во время реконструкции основного здания Чепуров здесь и раскопал настоящие декорации Головина к мейерхольдовскому «Маскараду». В какой-то момент удалось пробить идею новой сцены, которая в голове Валерия Фокина скоро трансформировалась в некое ни на что не похожее соединение театра, образовательного учреждения и медиацентра, в котором сегодня установлено уже 56 камер, которые в режиме онлайн смогут транслировать все происходящее внутри и все стадии художественного и образовательного процесса. Правда, как раз в ходе строительства в Петербурге был принят закон о высотности здания – в самом разгаре была борьба с Охта-центром, – и новой сцене Александринки срезали два этажа. Теперь все те же самые наполеоновские планы придется умещать на меньшем количестве квадратных метров. От первой пресс-конференции главного архитектора проекта Юрия Земцова до открытия прошло всего три года.
Первый набор уже 6 июля, весь прием – 20 магистрантов, которым надо будет пройти только собеседование, образование – бесплатное, и это будет тоже особенный набор, поскольку задумано, что эти 20 человек поделят на четыре рабочие группы, в каждой из которых должен быть режиссер, драматург, художник, продюсер… Такой вот индпошив, дальше – четыре семестра. Четыре семестра – четыре спектакля на выходе. Учебную сцену здесь называют проектным бюро, и в каждом таком бюро – несколько компьютеров для моделирования всех возможностей этих будущих проектов: сценографии, проката, драматургии и т.д. Медиацентр позволит проводить разнообразные открытые лекции и мастер-классы, это понятно, хотя возможностей, самых разных, – море, обо всех, вероятно, и сами участники еще не догадываются. Аукцион идей – для любого желающего прийти, рассказать о себе и ждать ответа. Чаты – все будет… Для «ТЦ Достоевский», например, один из проектов – не на главной сцене – «Соня». Актриса произносит монолог Сони Мармеладовой, вернее, «цедит» фразу за фразой в одной из социальных сетей, ее собеседники – 20 мужчин, которые как-то на все это – конечно, по-разному и непредсказуемо по-разному – реагируют, а в зале эти 20 диалогов подвергают рефлексии 50 зрительниц. Только для женщин.
Ну а для основной – главной – сцены Александринки к началу фестиваля приготовили действо, которое предполагается сыграть сейчас дважды, а затем – только в сентябре. Игровая площадка вынесена в партер, а зрители сидят на сцене и в местах за креслами, то есть в амфитеатре. «Невский проспект», жанр обозначен – городские этюды, цепочка подслушанных на Невском сегодняшних разговоров, нанизанных на некий не сразу и не во всем уловимый гоголевский стержень. Милиционеры, девушки – разного поведения…
Валерий Фокин во вступительном слове к фестивалю замечает, что в ближайшие годы собирается идти навстречу молодежи. Первый такой вот шаг навстречу – «Невский проспект». Перед началом не раз предупреждают – на сцене будут ругаться матом. Но ругаются больше, чем хотелось бы. Очень много. Говорят, стариков-актеров это не смутило. А вот меня смутило, потому как – уж слишком много ругаются. Впрочем, были и сцены-откровения, потрясшая если не всех, так, во всяком случае, многих – хлестаковская сцена вранья в исполнении дворника-гастарбайтера, с понятными корректировками по тексту, но очень незначительными. Задевает. Еще как! Вдруг осеняет: так вот это о чем! Это – не безопасное вранье, нет, он не милый, и в этот момент новый «Невский проспект» вдруг как бы перехватывает эстафетную палочку от фокинского здешнего «Ревизора» и несет ее дальше, в неприятное и, боюсь, недалекое завтра. Хорошо, теперь есть где скрываться: тут и медиацентр есть, и образовательный блок, и сцены – одна над другой. И везде – двери крепкие, в некоторых случаях – даже железные.     
Санкт-Петербург–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Съезд адвокатов заявил о правовых неопределенностях

Съезд адвокатов заявил о правовых неопределенностях

Екатерина Трифонова

В законодательстве обнаружен дефицит гарантий профессиональной деятельности защитников

0
944
Легкой победы Америки в тарифной войне с Китаем не получилось

Легкой победы Америки в тарифной войне с Китаем не получилось

Михаил Сергеев

Для России последствиями схватки КНР и США могут стать промышленный спад и снижение экспорта

0
1364
Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Иван Родин

Правительство предложило расширить полномочия ФСИН как спецслужбы

0
1159
Путин на следующей неделе проведет заседание военно-промышленной комиссии

Путин на следующей неделе проведет заседание военно-промышленной комиссии

0
759

Другие новости