Итоговый продукт - здание новой сцены Мариинки - уже назвали градостроительной ошибкой. Фото Ирины Губской
По весне со здания сняли строительные леса. Город не остался равнодушным к открывшемуся зрелищу: впечатления от «снести обратно» до «закрыть личико» (идея, видимо, навеяна видом Концертного зала, надежно скрытого рекламными билбордами театра – попробуй, найди). Новая сцена МТ – многострадальный результат долгих архитектурно-строительных скандалов и списания в архив десятилетней давности помпезного международного конкурса, проведенного под трехсотлетие Петербурга, – вместе с надеждами на «звездную» архитектуру. Итоговый продукт, спроектированный канадской фирмой Diamond Schmitt Architects (архитектор Джек Даймонд), уже назвали градостроительной ошибкой.
Главная претензия к новому зданию – игнорирование окружающей среды. Три театральных здания – консерватория, она же исторически первый театр, нынешняя Мариинка и МТ-2 не выстраиваются в гармоничное целое. Но перекличка, как ни странно, есть - с домом быта, тем, который сейчас предлагают использовать под станцию метро. В его стеклянных стенах отражается отреставрированная синагога, а прилепленный бутафорский вход одного из арендаторов выглядит на здании так же странно, как воспроизведенный кусок фасада Литовского рынка Кваренги на МТ-2.
Дом быта. Фото Ирины Губской |
Новое здание театра не только отражает – еще и просвечивает, в стеклянных блоках видны кресла и столики буфетов. Внутренняя роскошь облицовки ониксом и светильников Сваровски, главное «интерьерное» достоинство, заметна меньше. Еще из стекла - козырьки, пристройки и надстройки, перекрывающий Крюков канал мост. (Кстати, в те времена, когда была сделана «балетная» пристройка к историческому зданию, не разрешили перекинуть стеклянный переход даже параллельно каналу в соседний дом.) Новый театр – эгоист. Для него важен вид из него (для красоты обзора дома по периметру срочно подкрасили, в том числе тыльный фасад Мариинки, и подновили крыши). А вот как театр выглядит сам… Почти брандмауэры, надстройки ангарного вида, словно строительные бытовки не убрали, а поставили на здание – не пропадать же добру. С противоположной основной трассе стороны впечатление заводского квартала. Тоже образ – Маринка уже давно работает как конвейер.
Высота нового здания, возможно, выдерживает заданные условия – не выше исторического. Но лишь буквально. Расплывшаяся масса здания съедает и без того стесненное пространство Театральной площади, подавляя старый театр.
Главное же - новое здание не идентифицируется ни как собственно театр, ни как эксклюзивная архитектура. Конечно, важно, что там внутри - про акустику, хороший обзор и удобные места для зрителей и высокие сценические технологии твердится постоянно. Но внутри будут не все и не постоянно. А вот внешний вид – он предъявлен, и от него никуда не деться. Загадка, почему внутреннее и внешнее нельзя совместить.
Остается еще не определенным вопрос заполняемости нового театра. Проблема существует и в основном здании, и особенно в КЗ. Третья площадка, если не будет гастролеров, имеет все шансы оказаться маловостребованной.
Открытие нового театра приурочили ко дню рождения Валерия Гергиева. Подарок к 60-летию – ценой в 10 лет строительства на 22 миллиарда рублей, одна из самых дорогих в мире площадок. Как символ амбиций Гергиева – вполне адекватно. В этом плане новый театр совсем не Мариинский, а театр имени Гергиева.