0
4562
Газета Культура Интернет-версия

29.04.2013 00:01:00

Авангард с азербайджанским акцентом

Наталия Сурнина

Об авторе: Наталия Николаевна Сурнина – журналист.

Тэги: музыка, фестиваль, баку


музыка, фестиваль, баку Голландцев из Asko|Shonberg особенно ждали в Баку. Фото Эко Сафари

В Баку завершился V Международный фестиваль современной музыки имени Кара Караева. Его эксклюзивной программе могла бы позавидовать даже российская столица.
Фестиваль родился в Баку более четверти века назад. Первые форумы прошли в 1986, 1988 и 1990 годах. Затем наступил период стагнации, и лишь в 2011-м по инициативе сына азербайджанского классика – московского композитора с европейским именем Фараджа Караева, – после 20-летней «генеральной паузы» был проведен четвертый фестиваль. Теперь за плечами уже пятый. И он доказал, что возрождать идею из пепла стоило.
На открытии Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Гаджибекова (дирижер Рауф Абдуллаев) дал программу, объединенную именем Кара Караева: Симфония № 9 его учителя Шостаковича, Симфония № 2 его ученика Мирзазаде, его собственное сочинение Quasi uno sonata в оркестровке сына (солист – скрипач Станислав Малышев) и одно из любимых – «Пинии Рима» Респиги.
Порадовало количество и качество приглашенных участников. Известный французский ансамбль Accroche Note исполнил музыку таких раскрученных европейских авангардистов, как Манури, Апергис, Франческони и Фернейхоу. Голландский пианист Марсель Вормс привез эксклюзивную фортепианную коллекцию «Вокруг блюза»: с 1996 года он собирает пьесы, так или иначе вписывающиеся в блюзовый формат. Увы, талант Вормса уступал оригинальности идеи.
Зато два других фортепианных вечера стали знаковыми. «Дегенеративная музыка» Третьего рейха и «несуществующая» музыка в СССР» –  проект музыковеда Рауфа Фархадова и бакинской пианистки Гюльшан Аннагиевой. Он представил сочинения Шенберга, Веберна, Каретникова, Волковского и им подобных в контексте патологической ненависти Гитлера и советских генсеков к авангардному искусству. Изумительный концерт подарил Баку Алексей Любимов, исполнивший пьесы  Джона Кейджа. Вместе с другим москвичом Иваном Соколовым они также сыграли минималистический опус Мартынова–Пелециса «Переписка» – произведение, которое композиторы, живущие в разных городах (а затем и в разных странах), сочиняли, отправляя друг другу письма с нотами.
Новым форматом для фестиваля стал концерт «Орган +». Московская органистка Марианна Высоцкая уместила в нем музыку экстра-класса, как In croce Софии Губайдулиной и In Deo speravit cor meum Эдисона Денисова, так и менее интересные работы композиторов – участников фестиваля.
Самым ожидаемым гостем стал ансамбль Asko|Shonberg – один из европейских лидеров в области исполнения современной музыки, переигравший немыслимое количество сочинений от Стравинского и Шенберга до Вареза и Губайдулиной. Голландцы расщедрились и под управлением Рейнберта де Леу исполнили две программы: дайджест лучших достижений европейских школ (Шаррино, Юн, Андриссен, Адамс) и концерт, посвященный музыке Фараджа Караева, с которым коллектив связывает давняя творческая дружба.
Asko|Shonberg в очередной раз подтвердил свою репутацию безупречного мастера воплощения современной композиторской мысли. Великолепное чувство стиля, ансамбля и высочайший класс всех исполнителей не оставили ни у кого сомнений: вот так должна звучать «новая музыка», чтобы ее лучше понимали.
А вот перформанс экстравагантного аргентинца Маурицио Кагеля «Варьете» не оправдал ожиданий. И дело не в исполнении: азербайджанский ансамбль Con Tempo под руководством украинского дирижера Владимира Рунчака, уже собаку съевшего на исполнении современной музыки, звучал отлично. Но германо-испанский балет AVA Dance Company был скучен, как и само сочинение 1977 года – далеко не самое интересное в ярком, как латиноамериканский карнавал, наследии Кагеля.
Кульминационным событием фестиваля стало исполнение в последний день Симфонии Лучано Берио – сочинения 1968 года, вошедшего в историю культуры как манифест музыкального постмодернизма. С трудом верилось, что азербайджанский оркестр, пусть даже под управлением многоопытного Абдуллаева, сможет достойно справиться с задачей: никто прежде на постсоветском пространстве на это не решался. Но при участии молодого московского ансамбля Questa Musica (руководитель – Филипп Чижевский) Симфония состоялась. Даже сегодня, в 2013 году, она произвела колоссальный эффект, доказав, что шедевр Берио – музыка такого масштаба, что со временем не теряет своей актуальности и феноменальной силы воздействия на слушателя.     
Баку–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1277
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1343
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
601
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
881

Другие новости