Работа Семена Файбисовича «Беспризорники». Иллюстрация с официального сайта галереи «Риджина»
Инсталляцию Александра Бродского, видео Ольги Чернышевой и многочисленные картины Семена Файбисовича распределили по пространству галереи – все они про «Собачью жизнь». Так называются цикл Файбисовича и вся экспозиция. Тема понятная и острая. Достаточно ли этого для выставки?«Собачья жизнь» грезилась нелицеприятным высказыванием на злобу дня, выпущенным из сердца фешенебельного «Красного Октября». Ну, не рассуждением о том, отчего она наступает, а сложносочиненным проектом. С картинкой все в порядке, то есть она и вправду нерадужная. Семен Файбисович (собственно, изначально это был его проект) уже шесть лет раскатывает на внушительных холстах несладкую жизнь бездомных собак, предварительно снятую на мобильник и оставляющую на картинах грубый «растр» пикселей. Работы предсказуемы, так он делает уже много лет, лишь меняя объект съемки. Александр Бродский создал инсталляцию с лагерным рядом клеток, меж которых то ли песком, то ли светлым порошком насыпаны силуэты погибших животных. Наконец, Ольга Чернышева сняла видео «Догги Бэг»: на шести экранах по человеческой прихоти братья меньшие методично крутятся волчком, служат и послушно падают замертво. Перед экранами стоят ящики для пожертвований (собранные средства передадут собачьим приютам. Нехитрым намеком «хочешь жить – умей вертеться» это послание выводится с собачьего на общечеловеческий?.. Нет ответа.
Догхантеры (недаром изониазид, которым травят собак, вошел в словарный запас 2012 года, составленный одним журналом), животная жестокость людей (а порой и озлобленность брошенных собак) появились не вчера. У публицистического высказывания свой формат. Художественное «остранение» могло бы перенести это на другую высоту (и глубину), но вот ансамбля не сложилось. И едва ли не единственное дополнительное значение – наступившие в самой галерее времена.
Ее соучредитель Владимир Овчаренко объявил о приостановлении выставочной деятельности. В пресс-службе Red October нам сказали, что сейчас идут переговоры с компаньоном (инвестиционной компанией) о возможном формате дальнейшего сотрудничества, вероятно, о новой площадке. Других комментариев пока нет. В мае, после окончания «Собачьей жизни», тут проведут аукцион современного отечественного искусства за последние 30 лет с привлечением разных коллекционеров. В галерее надеются на успех – тогда начинание станет регулярным. Печально другое. Овчаренко ведь и владелец галереи «Риджина». Когда Винзавод год назад трясло от вестей о перепрофилировании старейших в городе Айдан-галереи, XL и Галереи Гельмана, «Риджина» устояла – ничего вроде бы не поменялось, а летом Овчаренко даже объявил о запуске некоммерческого проекта Red October Gallery, где поначалу обещали представлять не тех художников, с которыми работает коммерческая «Риджина». В отличие от нее вход на Red October платный. С сентября здесь успели показать Владимира Архипова, Илью и Эмилию Кабаковых и Джонатана Мезе. Потом все же «пересеклись» с «Риджиной» – «ее» авторы были в коллективном выходе молодого поколения «Перезагрузка», в День космонавтики на Берсеневской набережной открылся паблик-арт проект Сергея Браткова («Из ресторанов в космос не летают», – цитирует Гагарина неоновая надпись), теперь вот Файбисович. Хотя дело, в конце концов, и не в этом. Лондонское отделение «Риджины», кстати, только что закрылось, некоммерческий Red October, в первоначальном по крайней мере виде, не проработал и года, как прежде на «Красном Октябре» не удержалась другая некоммерческая институция – Baibakov Art Projects. Нехорошо на Руси живется современному искусству – ни коммерческому, ни некоммерческому.