В концертном зале Дома композиторов прошли девятый и десятый концерты из проекта «Звуковой поток» ансамбля «Студия новой музыки» в рамках года Германии в России. Название выбрано не случайно. У России с Германией – активные отношения в деле транспортировки газа, ну а «Студия новой музыки» как бы подверстывает к этому мегапроекту свое музыкальное сопровождение. Впрочем, музыкальное сопровождение тут – особое.
Нельзя назвать их концерты просто концертами. И кино – тут не кино. Каждый раз, отвлекаясь от ленты, начинаешь сосредотачиваться на музыкантах. Вот, вроде играет перед тобой маленький симфонический оркестр, дирижер экспрессивно размахивает руками, а потом что-то такое появляется на экране, что твое внимание снова там. Например, рождение ребенка в знаменитом «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова, снятое «вживую» без цензур и муляжа.
Этот фильм был снят в 1929 году, тогда же стал одной из азбук и сразу же – одной из энциклопедий документального кино. Режиссер отказался от сценария и сюжета. Он снимал окружающие его вещи, людей, города, природу. В его картине присутствует только ритм, созданный с помощью движения предметов и последующего монтажа. За музыку – поскольку проект «двуязычный» - отвечали немецкие музыканты и композиторы: Вивиана Вашбюш, Нико Зауэр, Андрес Нуньо Буэн и Беньямин Шойер. Скрипачка, композитор и музыковед Вашбюш так описывает свою часть работы: «Человек с киноаппаратом» состоит из множества коротких сцен, которые мы распределили между собой, и сочиняли музыку к ним независимо друг от друга, чтобы избежать коллективного подхода к эстетике. Таким образом, мы пытались выразить идею, обозначенную во вступительных титрах кинофильма (где Вертов говорит, что хочет избавить фильм от театра, музыки и литературы – прим. ред) – работать без помощи титров, сценария, театра. Чтобы придать нашей работе связность, мы включили в фонограмму сэмплы, сделанные на репетициях ансамбля перед премьерой. Они создают еще один слой музыкального сопровождения, а также обеспечивают переходы между частями».
Второй концерт «Звукового потока» посвящен был уже немецкому фильму, «Берлин – симфония большого города» В. Руттмана. На этот раз поменялись роли – фильм немецкий, композиторы русские. Одно осталось неизменным – ритм, созданный движением вещей. Та же повседневность и суета большого города, плюс (или – минус) - немое кино. Само название ленты просит ее озвучить и даже намекает на музыкальную форму. Этим занялась группа композиторов - выпускников Московской консерватории: Ольга Бочихина, Владимир Горлинский, Сергей Ким, Андрей Кулигин, Алексей Наджаров, Алексей Сысоев и Александр Сюмак.
Новую музыку для старых немых фильмов в мире пишут уже давно, лет тридцать, наверное. Каждый такой проект как бы предлагает новый взгляд – взгляд нового поколения на старое кино. А в российско-германском проекте – это еще и взаимное опыление, обмен музыкальными мнениями об их и нашем кино.