Фото Reuters
В Перми прошел IV поэтический фестиваль «СловоНова». Оказалось, авангардная поэзия пермякам куда приятнее, чем современное искусство.Фестиваль поэзии предстает в воображении как долгие часы монотонной читки и, быть может, презентация нескольких сборников и антологий. Организаторы «СловоНовы» отдают себе отчет в том, что публика жаждет зрелища, и стремятся разнообразить привычный формат. Традиционные поэтические чтения с участием Сергея Гандлевского, Юрия Кублановского, Елены Исаевой и других поэтов – как признанных, так и молодых – сменяются театральными перформансами. Так, церемонию открытия предваряет спектакль «Двенадцать»: короткие выступления 12 поэтов завершаются отрывком из одноименной поэмы Блока. Ночью второго дня на сцену Театра оперы и балета выходят Андрей Родионов, Вера Полозкова и Алиса Гребенщикова, чтобы под звуки Баха прочесть стихи недавно ушедших поэтов: Бориса Рыжего, Егора Летова и Беллы Ахмадулиной – на фоне проекции из Google Maps и тематических слайдов. В день закрытия Андрей Родионов представляет фрагменты своей стихотворной пьесы «Нурофеновая эскадрилья», написанной за два года жизни в Перми, где сам же исполняет одну из ролей.
Не менее зрелищным стал финал Всероссийского поэтического слэма. Победители региональных состязаний съехались в Пермь, чтобы отдаться на суд публики в баре «Гвоздь». Поэтам отводится по три минуты на то, чтобы покорить слушателей. Членом жюри может стать любой посетитель бара, хотя преимущество отдается пермякам. Несмотря на патриотизм жюри, победителем в этом году стал москвич Максимилиан Роганов, взорвавший зал брутальными «Рассказами грибника».
Развеселить и очаровать слушателей приехал из деревни Кижи Марк Колегов, уральский наивный поэт. Его непосредственные стихи и трогательный рассказ о том, как добродушного поэта никак не принимали в Союз писателей, сопровождаются громом аплодисментов. Так же искренне и непосредственно он потом раздает свои книжки всем желающим за «сколько не жалко», хотя позже выясняется, что таким образом он уже распродал многотысячные тиражи.
Фестиваль вручает две премии – «Слово» и «Нова». Первую, за вклад в дело современной поэзии, получила Майя Никулина, чьи безупречные по форме строгие стихи организаторы назвали «высеченными из уральского камня». Вторую присуждают поэтам младше 33 лет – право на публикацию книги стихов за счет фестиваля в этот раз разделили Антон Бахарев и Дана Сидерос. Пермяк Бахарев пишет о безысходности уральских рабочих поселков и радостях простой жизни, его ценят как поэта «деревенского», «близкого к природе». Сидерос долгое время оставалась популярным поэтом-блогером, скрываясь в Интернете от любопытной прессы, но и сегодня, после выхода в офлайн, она воплощает собой лирику эпохи 2.0, радикально отличную от стихов Бахарева. Таким образом, организаторы заявили, что противоположные тенденции в новейшей поэзии заслуживают равного внимания: стихи двух лауреатов «Новы» будут изданы одним сборником.
На всех 30 мероприятиях фестиваля зал был переполнен: люди сидели на подоконниках и теснились в проходах. Их не смущали ни мат в стихах, ни их экспериментальная форма. Толпа собралась даже на закрывающий «СловоНову» «поэтический митинг», несмотря на мороз, люди размахивали флажками и аплодировали ораторам. Если вспомнить, как тяжело пермякам давалась недавняя интервенция современного искусства, то успех «СловоНовы» кажется загадкой. И тут на ум приходит только топорный рефрен из песни группы «Полюса»: «Такая тема! Врубайся, страна! Люди хотят поэзии на…»
Пермь