11.04.2013 00:01:00
Центробежная сила искусства
Большой зал Манежа снабдили сценой с подобием портика, а в актуальное искусство на этот вечер призвали детей. Какой добавочный смысл применительно к contemporary art привнесло разместившееся сбоку от сцены племя младое, осталось не совсем понятно. Поэтому, слушая, как тоненькими голосами девочки из хора Школы искусств имени Глинки затягивали то «Привет, «Инновация»!», то «Могила неизвестного героя» (так предварявший их пение поэт Андрей Родионов объявил номинацию «Кураторский проект», справедливо рассудив, что «лучше быть кураторским проектом, чем могилой неизвестного героя»), оставалось пожалеть, что в поздний час они еще на ногах. Еще там был электроорган, начавший за упокой чем-то напоминавшим похоронные интонации. Зато к концу разошлись до джазовых мотивов.
Поскольку в этот раз вопросы вызвал уже шорт-лист состязания (см. «НГ» от 25.03.13), где значительное число претендентов было связано со II Уральской индустриальной биеннале, организованной Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), а члены жюри Ярослава Бубнова и Андрей Ерофеев по совместительству оказались номинантами – итог скорее всего вызвал бы недопонимание. Хотя при прочих равных рост доли регионального искусства ободряет, ведь удаленность не влияет на уровень произведений.
Собственно, замечательный куратор и критик Яра Бубнова унесла главную награду (0,5 млн. руб.) за тот самый «Кураторский проект» – основную выставку Уральской биеннале «Самое себя глаз никогда не видит». Труд не менее талантливого Ерофеева тоже не остался незамеченным: за ретроспективу соцартиста Леонида Сокова «Угол зрения» в Московском музее современного искусства он удостоился 100 тыс. руб. и спонсорского приза Фонда Манашеровых.
В книжной номинации «Теория, критика, искусствознание» 0,5 млн. руб. отдали Елене Петровской за исследование «Безымянные сообщества». В «Новой генерации» (200 тыс. руб.) выбрали Ивана Плюща с проектом «Процесс прохождения», осуществленным все для той же Уральской биеннале (в рамках спецпроекта, который курировал член «инновационного» жюри Дмитрий Озерков). Французское посольство поощрило Плюща трехмесячной парижской стажировкой. Тимофей Радя впечатлил Stella Art Foundation тем, что «Превыше всего» (стрит-арт проект, вновь реализованный для Уральской биеннале на крышах домов), за это ему оплатят поездку на 55-ю Венецианскую биеннале. Жаль, что, как и осенью на премии Кандинского, награда снова обошла краснодарскую группу ЗИП, регулярно привозящую в Москву сильные проекты… Лучшим «Региональным проектом» (400 тыс. руб.) назвали воронежский «Гербарий» Ильи Долгова.
Наконец, главная интрига вокруг «Произведения визуального искусства» и 800 тыс. руб. разрешилась в пользу группы «Провмыза» с оперой «Марево», поставленной в Приволжском филиале ГЦСИ. Ведущая церемонии, телеведущая Анна Монгайт намекнула, что мы, мол, могли думать о «Пространстве борьбы» Владимира Селезнева. Но победы, пожалуй, единственной политической работы нынешнего конкурса не случилось. Недаром в этой инсталляции с протестными надписями на стенах комнаты вдруг поверх всего светится «Все напрасно».
Что ж, «Инновации» хочется пожелать большей вариативности. А что до центробежности, тут не только приветствуешь (впрочем, с оговорками относительно отбора) наконец уравненное в правах со столичным региональное искусство, но и печалишься, что площадку для будущего музея ГЦСИ в Москве переносят из центра все дальше, уже на Ходынку. Возглавивший оргкомитет «Инновации» министр культуры Владимир Мединский эту ситуацию на церемонии не комментировал. А вот вручавший спецприз Тамаз Манашеров обмолвился: надеялся, министр скажет, что к 10-летию премии музей будет построен.
Комментарии для элемента не найдены.