В Выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Российские императрицы: Мода и стиль. Конец XVIII – начало XX века», это всё - в рамках 400-летнего юбилея Российского Императорского дома. Любой желающий может увидеть, что надевали великие и просто русские императрицы на приемы, прогулки, по утрам, тут же – и зарисовки княжеских интерьеров, фотографии и портреты женщин высшего общества. Проследить, как менялась туалетная этика на протяжении веков, можно совершенно бесплатно.
Изменения, а точнее европеизация моды началась в эпоху Петра Великого. В одном из его указов написано: «женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетчиков и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки… и юбки и башмаки немецкие же, а русского платья… и башмаков и шапок отнюдь никому не носить». От богатых дворянок до членов императорской фамилии все женщины одевались, следуя последним пискам моды, и это стало частью хорошего тона.
«Чугунная императрица» Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, от горя и бедствий ушедшая в себя, Александра Федоровна – Лалла Рук в золотой клетке, Мария Александровна, увядшая в одиночестве, лишившись любимого сына и любви мужа, Мария Федоровна, наконец, последняя – Александра Федоровна… Все верно сказано в пресс-релизе: все держали спину прямо и старались соответствовать «той блистательной и тяжкой роли, выпавшей на их долю».
|
Екатерина II, будучи родом из Германии, где люди славятся своей бережливостью, в нарядах гналась не за роскошью, а за элегантностью, принимая во внимание цену излишеств. Во времена императрицы Марии Федоровны (1796-1828) супруги правителей должны были выглядеть роскошно, олицетворяя пышность и богатство трона. Елизавета Алексеевна (1779-1826) как и муж, не питала симпатии к светским мероприятиям. Мода была ей чужда, а потому из ее гардероба до наших дней ничего не сохранилось, остались лишь немногие аксессуары: веера, перчатки, записные книжечки. Образцовой модницей, напротив, была Александра Федоровна, жена Николая I, которая демонстрировала последние новинки французской моды. А вот судя по портретам императрицы Марии Александровны, ее элегантные туалеты были исключительно темных тонов. Ярким стилем обладала жена императора Александра III Мария Федоровна. Она не боялась насыщенных цветов и всевозможных украшений... Взаимную нелюбовь питали друг к другу Александра Фёдоровна и, кажется, вся николаевская Россия. Все ее действия и слова, как и стиль, воспринимались в штыки.
Два года назад была задумана эта выставка, два года собирали материалы, причем партнером Государственного архива в этот раз стал петербургский Эрмитаж. А экспонаты – из самых разных собраний, есть даже – из частной коллекции из Дании. Этой «несколько легкомысленной выставкой», как иронично подметил экскурсовод, Государственный архив отмечает 400-летие Дома Романовых.