«Весна священная» в авангарде. Фото Reuters
Вековой юбилей самого пленительного из балетных скандалов всех времен и народов Большой театр отмечает международной акцией. С 28 марта по 21 апреля на Новой сцене проходит фестиваль «Век «Весны священной» – век модернизма».Этот век начался 29 мая 1913 года в парижском Театре Елисейских полей, где Сергей Дягилев показал перевернувший все представления о музыке и хореографии балет Игоря Стравинского в постановке Вацлава Нижинского. «Весна священная» заставила зрителей в зале вопить от восторга и визжать от возмущения, а всякий мало-мальски значимый хореограф с тех пор мечтает о своей «Весне». Пробуют многие. Получается у единиц. В программу фестиваля включены всемирно признанные шедевры Мориса Бежара и Пины Бауш. Эти спектакли москвичи увидят в исполнении трупп, для которых они некогда были созданы: версию Бежара покажет компания Bejart Ballet Lausanne, версию Пины Бауш – основанный ею и носящий ныне ее имя Tanztheater Wuppertal. Реконструкцию классической «Весны священной» Нижинского представит Финский национальный балет.
К славному юбилею Большой театр впервые решил обзавестись собственным вариантом легендарного опуса. Ставить его должен был Уэйн МакГрегор. Два года назад его Chroma наделала много шума. Очередную премьеру ждали. Но после нападения на Сергея Филина знаменитый британец отказался от постановки. Закрыть амбразуру предложили лидеру российского современного танца Татьяне Багановой. Вместе со сценографом Александром Шишкиным за два дня сочинили концепцию, за месяц поставили спектакль. Пока артисты Большого театра (несколько отважных, остальные разбежались) притираются к непривычной пластике, коллектив укреплен участниками руководимых Багановой екатеринбургских «Провинциальных танцев».
Если Стравинский хотел выразить в своей музыке «светлое воскресение природы», Бежара занимали взаимоотношения мужчины и женщины, а Пину Бауш – женская доля, то Баганова и Шишкин сосредоточились на конкретной ситуации, в которой человеку надлежит предпринять сверхусилие. Эта ситуация – жажда. Хочешь – понимай впрямую, хочешь – метафорически. В каменном мешке людей мучает жажда. Но вместо воды – цементная пыль: ее «разбрызгивают» своими гривами простоволосые женщины. Вместо цельности мироощущения – рефлексия. Вместо мужчин – мачо. Вместо цветов – лопаты. А вместо модернизма – постмодернизм. Воду, в обилии булькающую в пластиковых бутылях, никто не пьет. Все заняты страданием. Валяются в грязи. Хочешь – понимай впрямую, хочешь – метафорически. Чернуха авторам удается. Зритель всерьез задумывается о том, как грязна жизнь, и вполне уже солидарен с героинями балета, нашедшими выход в виселице. И вдруг – неожиданный финал. Веселый и, в общем-то, не о жажде. Элементарно. Обмарался – не страдай. Просто прими душ. А ведь и правда.
В один вечер с «Весной священной» Татьяны Багановой Большой театр показал вторую громкую и долгожданную премьеру. Впервые в репертуаре российской труппы появился балет выдающегося шведского хореографа Матса Эка, сыгравшего заметную роль в век модернизма. Его невыворотная Жизель из психушки, как и косолапые язычники Нижинского, в свое время перевернула сознание многих. Сегодня Эк – признанный классик модерна. Его балеты идут на самых престижных сценах мира. На Новую сцену Большого театра мастер перенес свой балет «Квартира», созданный в 2000 году для Парижской оперы. Квартира – это место, где встречаются и расстаются, где ситуации часто абсурдны, а чувства необъяснимы. Где самой неожиданной стороной оборачиваются привычные предметы – кресло, плита, дверь, телевизоры, пылесосы. Просто Матсу Эку захотелось поговорить с нами о любви. И хотя первое, что видит на сцене зритель, – это белое эмалированное биде, воды он попусту не льет. Ни одно слово в этом разговоре не случайно, ни одно движение не важно само по себе. Его танец – не концепция, а искусство состояний. Поэтому так жизненно важно, понимают ли хореографа исполнители, проняло ли. Наших проняло. Диана Вишнева, Мария Александрова, Денис Савин, Семен Чудин и их партнеры не просто органично вжились в далекую от классических канонов пластику. Вжились настолько, что ощутили свободу в эмоциональном соавторстве с постановщиком. Силы и цельности впечатлению добавляет и уникальная живая музыка. На сцене зажигают экспериментаторы из шведского ансамбля Fleshquartet.
Фестиваль «Век «Весны священной» – век модернизма» открыт. Помимо легендарных версий балета Стравинского труппы-участницы привезли в Москву спектакли, призванные представить их творчество наиболее полно и всесторонне. На Новой сцене Большого театра пройдут одноактные балеты Мориса Бежара, Иржи Килиана, Жиля Романа, Йормы Эло, Йохана Ингера.