Леонид Тишков. «Заброшенные утопии: Коньковый завод» Фото автора
Экспозиция номинантов «Инновации» мало что расскажет о самих работах, и традиционно проводящий ее в своих стенах соучредитель конкурса – Государственный центр современного искусства – тут не виноват. Невозможно вместить в его крохотный зал по пять проектов, помноженных на пять номинаций («Произведение визуального искусства», «Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект» и «Новая генерация»). Все здесь напоминает о том, что нужно новое, большое музейное пространство, обещанное коллективу. Поэтому сейчас поговорить хочется о тенденциях конкурса.Доля региональных проектов в нынешнем туре состязания возросла почти до 50%, и, возможно, в ближайшие годы откажутся от одноименной отдельной номинации. А пока тут есть показанные в Приволжском филиале ГЦСИ опера группы «Провмыза» – «Марево» (в Москве ее только что видели на «Маске плюс») и «Московский концептуализм. Начало», осуществленный под кураторским руководством Юрия Альберта. Кроме того, сразу шесть событий (из 25 конкурсных позиций) с организованной ГЦСИ Уральской биеннале. В частности, основной проект Яры Бубновой «Самое себя глаз никогда не видит» (по совместительству она – член премиального жюри) и проект Леонида Тишкова «Заброшенные утопии: Коньковый завод» – поэтичная инсталляция о воображаемом музее Верхотурского конькового завода. Хорошо, если слово «региональный» уйдет из художественного обихода – не влияет география на уровень продукта. ГЦСИ интенсивнее и дольше всех других занимается развитием contemporary art за пределами Москвы. И удивительно, что те, кто критиковал осенью концепцию его нового музейного здания, об этом мало вспоминали. Но, с другой стороны, проекты под эгидой уральского смотра оказались в большинстве по отношению к другим региональным, а интересно было бы посмотреть, скажем, и на очень активную Пермь. Если бы опубликовали лонг-лист с рекордными 310 присланными на конкурс заявками, картина была бы полнее.
До полуфинала в главной номинации дошло молодое поколение – скажем, Аня Желудь с ироничной «Последней выставкой». Из кураторских проектов запомнились ретроспектива соц-артиста Леонида Сокова, сделанная Андреем Ерофеевым (снова одним из членов жюри), и оммаж Джону Кейджу, подготовленный Виталием Пацюковым. А из «Новой генерации» – краснодарская арт-группировка «ЗИП» с показанной в Краснодаре и в Москве выставкой «Этот цех борется за звание образцового». «Цех» – объединение не только художников, внедряющее современное искусство в жизнь Краснодара, а жизнь в искусство. Награда не нашла другой зиповский проект на минувшей Премии Кандинского, и есть надежда, что на этот раз ЗИПы будут удачливее – не зря же они уже несколько лет поставляют в Москву качественные проекты.
Социально-политической остроты «Инновации» добавила только одна работа – уральский проект «Пространство борьбы» Владимира Селезнева, комната с протестными надписями. По мере того как она покрывается мраком, ярче высвечивается «Все напрасно». Не хотят наши премии рисковать после скандалов с группой «Война»… Зато сейчас существенно увеличился «инновационный» оргкомитет, туда вошла новый директор Института искусствознания Наталья Сиповская, а председателем стал министр культуры Владимир Мединский. Для статуса конкурса это, наверное, важно, хотя на премиальном фонде никак не отразилось. Остается надеяться, что в дальнейшем это не будет влиять на отбор номинантов, но повлияет на судьбу музея ГЦСИ. Ему на высшем уровне пока не уделяли заметного внимания, разве что после того, как готовый проект был заморожен в ходе общественных слушаний, его перенесли с Бауманской улицы куда подальше, на Ходынку. С объявлением конкурса по новой.