Сергей Полунин мечтал о роли Рудольфа, и его мечта сбылась. Фото Олега Черноуса, предоставлено пресс-службой театра
Для первого опыта освоения хореографии Кеннета Макмиллана Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал «Майерлинг» на музыку Ференца Листа. Премьера прошла в минувшие выходные.Выбор понятный, хотя и не бесспорный. Созданный в 1978 году, один из самых известных балетов британского классика редко ставится где-нибудь, кроме «Ковент-Гарден». Здесь же он основа основ. Неоднократно возобновлялся самим автором (во время очередного возобновления в 1992 году Макмиллан умер за кулисами театра), а после его сотрудниками, специалистами по записи танца. В России его видели лишь однажды, во время гастролей Королевского балета в 2003-м. На сцену Музыкального театра постановку перенесли Джули Линкольн, Юри Учиуми и Грант Койл. Декорации и костюмы Николаса Георгиадиса возобновили Джейсон Саутгейт и Донна Рафаэль.
Драмбалет – излюбленное кушанье англичан. «Майерлинг» – типичный драмбалет. Трехактная версия таинственного самоубийства австро-венгерского кронпринца Рудольфа и его семнадцатилетней любовницы Марии Вечеры. Золоченые интерьеры, охотничьи сценки, старинные гобелены, семейные портреты, роскошные костюмы придворных дам. В России тоже в чести полнометражные костюмированные балеты о любви и смерти, а драматизм и страсти, которыми изобилует сюжет, созвучны духу и традиции московской труппы. Здесь всегда уделяли внимание не только технике, но и актерской игре.
Создатель балета сочинил семь головокружительных по сложности и экспрессии дуэтов, несколько характерных соло (в том числе для кучера Братфиша; Дмитрий Загребин в этой партии – одна из безусловных удач московского спектакля), массовые танцы в таверне. И все бы хорошо. Но когда в 1974 году Макмиллан, вдохновленный романом Джорджа Марека «Орлы умирают», решил ставить балет, то заказал либретто писательнице и сценаристке Джиллиан Фримен. С головой погрузившись в изучение эпохи Габсбургов, она и хореографа затянула в сети исторических изысканий. К тому же ему пришла в голову странная для балета идея проанализировать социальную и политическую подоплеку случившегося с Рудольфом и чуть ли не протянуть ниточку от самоубийства в замке Майерлинг до убийства в Сараево. В результате спектакль готовили целых четыре года, он перегружен деталями и побочными сюжетными линиями. Действие дробится и буксует. По числу персонажей опус Макмиллана под стать батальным сценам Бондарчука. По числу настоящих, бывших и потенциальных любовниц принц Рудольф даст фору любому арабскому шейху. Зритель так и не может разобраться в них до конца действия. Как не в силах (если случайно не проштудировал перед походом в театр научные труды о Габсбургах и геополитических проблемах Австро-Венгрии) понять суть некоторых сцен. Остается сверяться с либретто, где, например, сказано: четверо венгерских офицеров «горячо рассуждают о независимости Венгрии», или «граф Таафе ссорится с Рудольфом из-за политического памфлета, посвященного венгерскому вопросу». Это ведь не станцуешь. Действие вязнет в пантомиме, а героям зачастую приходится не спеша ходить по сцене или долго стоять в величественных позах.
А коллизия-то, в сущности, классическая. Деспотичный отец – император Франц-Иосиф. Блудливая мать – императрица Елизавета. Неудачная женитьба. А тут еще дамы на части рвут. Не странно, что милее всех кронпринцу череп какого-то местного Йорика да юная психопатка с навязчивой идеей умереть за любовь. Несчастный отпрыск вырождающейся династии, Рудольф получил в наследство то ли душевную болезнь, то ли сифилис и мог служить яркой иллюстрацией библейской истины «грехи отцов падут на детей», легшей в основу многих романов и пьес тех лет по всему миру. Типичный неврастеник (к концу XIX века это амплуа входило в моду не только в театре, но и в жизни), к тому же морфинист.
В первом спектакле премьерной серии партию Рудольфа исполнил Сергей Полунин. В московской труппе он с прошлого года. Учился в Киевском хореографическом училище, а с 13 лет – в Школе Королевского балета в Лондоне. В 19 стал самым молодым премьером в истории Королевского балета. В постановках Макмиллана танцевал и раньше, но в партии Рудольфа дебютировал в Москве. Порой в его лице проявляется что-то мозжухинское, а сцена в покоях Рудольфа в Хофбурге – точная иллюстрация к страшному финалу ибсеновских «Привидений». Партию Рудольфа Макмиллан создал объемной, допускающей разные трактовки – от патологического типа до страдающего романтика. 23-летний Полунин убедителен в болезненных страхах и жестокой обиде на мать, которая никогда его не любила. Интересно, что привнесут в роль 37-летний Георги Смилевски и 43-летний Игорь Зеленский.