Трудно быть Лениным, Николаем II – не проще. Снимок из серии призера конкурса Василия Попова. Фото с официального сайта ММАМ
Фотоконкурс, архивирующий пульс столичной жизни за предыдущий год, из года в год демонстрирует дыхание, на удивление ровное, в номинациях «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». Все у нас хорошо, болевые точки отпечатываются на выставках смотра небольшим числом. На этот раз в призеры вырвались и лица протестующих разного толка, только общей картины это пока не меняет.Среди номинантов и лауреатов все больше молодежи. Это, конечно, радует, но и… опасность тут своя есть. Если память не изменяет, директор ММАМ Ольга Свиблова в прежние годы говорила: нужны конкурсу мэтры, чтобы задавать планку. Не первый раз лауреатом стал замечательный фотограф Владимир Вяткин – за серии «Поколения Москвы в лицах» и «Эхо истории/Мировая культура в лицах». Правда, Гран-при этот почему-то отнесли в номинацию «События и повседневная жизнь» (сумма во всех трех главных номинациях равна 153 963 руб.). Но за мэтра все равно приятно. Первый цикл, кстати, как раз и с демонстрантами, и с ветеранами 9 Мая. Еще один давнишний участник «Камеры» – Георгий Первов – получил спецприз от самого музея. Ежегодно он показывает новые «серии» (на сей раз тут «Говорит и показывает Москва») из длинного опуса с расширением totalrealism, так что на предшествующей награждению выставке среди анонимных работ его снимки узнаются безошибочно. Только интересно, когда в соревновании (пусть и на уровне экспозиции) появляется предсказуемость?..
Со сложной номинацией «Архитектура» – ну, снимают гигантские стройки или окраины, или архитектурные детали, или старые особнячки, но как из архитектуры сделать репортаж о жизни города, пока ответа нет – в нынешний раз было совсем печально. Тем не менее определили лидера – «Архитектурную эстафету» Эдуарда Ильина с внушительными, старыми и новыми, эффектно, как для глянцевого журнала снятыми зданиями, поощрили Гран-при. А ведь можно было с помощью конкурса трубить о той архитектуре, какую спасать надо, о сносах. И репортажи такие, судя по сайту конкурса, присылали, но даже до выставки они, кажется, не дошли. Зато там был, и не единожды, Парк Горького – гордость Сергея Капкова. Учитывая, что конкурс проводится, в частности, под эгидой столичного Департамента культуры, странно было ожидать, что старания фотографов на этой стезе не отметят. Отметили, пусть и спецпризом в позиции «События и повседневная жизнь» – Евгений Барыкинский аппетитно запечатлел пристанище тусовщиков летом и за то удостоился путевки на фотофестиваль в Арль. И памятных значков от директора Парка Горького Ольги Захаровой.
Абсолютным чемпионом нынешнего смотра стал молодой Василий Попов – кстати, ученик Владимира Вяткина. Такая преемственность отрадна, не зря Вяткин задавал планку, подтянулось и новое, его выучку прошедшее поколение. Попов снял одни из самых запомнившихся циклов, и за «фа/антифа» взял Гран-при в «Лицах», а за «Трудно быть Лениным» стараниями спонсоров конкурса (спецприз за «События и повседневную жизнь») отправится на стажировку в Париж, что для молодого фотографа, может, даже важнее денежных наград. Причем кадры с человеком, подрабатывающим Лениным (казалось бы, все мы мимо него то и дело спешим по делам, видели – знаем) – именно история в развитии: какой он дома, какой в образе, какой между съемками. Тут есть репортажность, которой конкурсантам «Камеры» часто недостает. А спонсорская награда за «Лица» досталась Арсению Несходимову (он работал в «НГ», и нам особенно приятно его поздравить) с серией «Танцоры. Нам годы не беда». Еще спонсоры поощрили Александра Уткина, его «Иппоцентр» – о терапевтическом общении детей и взрослых с лошадьми.
Таков расклад основных наград. Но после церемонии думаешь о другом. По-моему, сигнальный звонок для любого конкурса, когда результаты в значительной степени становятся ожидаемыми. На выставках номинантов то, что встряхивает новостные сводки, все-таки остается небольшим довеском на фоне более или менее бесконфликтной картины. На награждении можно навскидку назвать тех же Вяткина и Первова среди осчастливленных призами в прошлом году или, скажем, на церемонии 2010-го. Их мастерства это не умалит. Вопросы тут возникают не к ним, к мероприятию: если уровень задают не так уж много фотографов, означает ли это равнодушие к конкурсу со стороны остальных или же такие критерии отбора, при которых ротация затруднена?